Рекомендации психолога 10.01.2019

Немного о школе и мотивации.

Меня зовут Гурина Юлия Валентиновна. Я работаю педагогом - психологом в начальной школе первого отделения ГБОУ Школы №17, расположенного по адресу ул. Введенского, дом 28, строение 1. Хочется поделиться с, заинтересованными в результатах развития своих детей, родителями некоторыми наблюдениями, размышлениями и рекомендациями по вопросам адаптации детей к непрерывно меняющимся условиям жизни школы. Динамичный образовательный процесс – это та реальность, в которой сегодня кому-то с трудом удаётся удерживаться, а кому-то, возможно, приходится скучать. К слову сказать, скука в психологии считается одним из защитных механизмов психики от опустошённости. В этой статье мне хочется представить те психологические условия, которые определяют полноценные условия обучения детей. Школа – это большой, единый организм, который растёт, развивается, иногда печалясь неудачам, порой гневаясь на несправедливость, обижаясь на пренебрежение, замирая от страха перед поражением, но чаще радуясь победам, как и любой другой живой организм. А победы у школы общие, будь то личное достижение сотрудника, будь то достижение обучающегося, или его родителей, так как это свидетельство совместных усилий всех заинтересованных в этом успехе людей. Результат обучения ребёнка в школе зависит не столько от финансовой обеспеченности школы в виде оснащённости помещений или изобилия пособий, сколько от чуткости и заинтересованности учителя, слаженной работы коллектива сотрудников школы, а самое главное активности и заинтересованности самого ученика в этом самом результате. При этом все мы понимаем, что за ребёнком всегда стоит его семя с её ресурсами и возможностями. Конечно же, школа полнится результатами и достижениями своих обучающихся, поэтому, все сотрудники лично заинтересованы в укреплении здоровья учеников, их эмоциональном благополучии и, конечно же, результатах в обучении и воспитании. Каждый принимает своё, посильное участие в этом большом процессе, выполняя свою, порой, незначительную, но важную часть работы максимально, для себя, качественно и добросовестно, работая в сотрудничестве с коллегами, в условиях открытости для сотрудничества с ребёнком и его родителями. Дети ходят в школу, потому, что в этом все заинтересованы, не так ли!? Трудности могут возникнуть только от неожиданного недопонимания самим ребёнком, его родителями или даже кем-то из сотрудников школы, т.к. сотрудники школы тоже люди, какая именно активность требуется в конкретный момент в этом процессе от них самих. Именно об устранении этого недопонимания я постараюсь рассказать в своих рекомендациях. Сразу оговорюсь, что все эти ответы каждый из вас, скорее всего, знает, но по каким-то причинам потерял из виду. Известный американский психолог Абрахам Маслоу, основатель гуманистической психологии, которая провозглашает личность как уникальную целостную систему, присущую только человеку, в 1943 году, в своей работе «Теория человеческой мотивации» изложил идею о существовании иерархии человеческих потребностей. Напомню, что согласно этой идее для возможности реализации высших личностных ценностей, таких как творчество, любовь, свобода и ответственность необходима полноценная реализация более простых ценностей, которые правильнее называть потребностями. От уровня удовлетворённости этих потребностей зависит психическое здоровье. Эти потребности А. Маслоу предложил представить в виде пирамиды. На базовом уровне такой пирамиды потребностей находится физиологический комфорт, который строится на удовлетворении потребности в отдыхе, сне, утолении голода, жажды. Необходимые условия для удовлетворения этого уровня потребностей подробно описаны в нормах СанПин, которые я рекомендую изучить всем небезразличным к своему здоровью и здоровью своих детей родителям. Вышестоящим уровнем потребностей считается уровень потребности в безопасности, который подразумевает под собой присутствие чувства уверенности в себе, возможности совладать со страхом неудачи. Следующим уровнем потребностей считается уровень потребности в любви, привязанности к близким людям, наличии тёплых отношений в семье, принадлежности к значимой группе. На более высоком уровне потребностей появляются социальные потребности, такие как потребность в межличностном общении, заботе о другом и внимании к себе, уважении, совместной деятельности, достижении успеха. И только после этого появляются психические ресурсы для реализации познавательных потребностей: знать, уметь, исследовать. Получается, что для того, чтобы ребёнок, придя в школу, хотел учиться, он должен быть отдохнувшим, сытым, обеспеченным всем необходимым, что требуется ученику на период пребывания в школе, ожидаемым и принятым родными, каким бы ни был результат ребёнка на текущий день. Только такие условия дают возможность ребёнку сохранить веру в себя и свои силы для продолжения обучения при встрече с трудностями. Поэтому, если Вы заметили, что ребёнок идёт в школу с неохотой, обсудите своё наблюдение с классным руководителем. Уточните, проявляются ли в школе какие-нибудь признаки снижения мотивации к учению. Если да, то задумайтесь, не упустили ли Вы из виду какую-либо из перечисленных потребностей ребёнка. Возможно, Вам так же пригодится мнение психолога или социального педагога.