Рекомендации логопеда 24.12.2018

Питание ребенка и развитие речи.

Консультация для родителей
учителя-логопеда Власовой Л.В.
Питание ребенка и развитие речи.
На развитие речи и других психических функций влияет множество факторов. Первый и наиболее значимый фактор — это здоровье матери. Организм женщины должен быть физиологически и функционально готов к рождению ребенка, соответственно богат необходимыми витаминами и минералами, которыми и будет питаться 9 месяцев ребенок в пренатальный период. Здоровое и правильно сбалансированное питание матери до беременности, во время ее и в период кормления грудью — залог здоровья малыша.
На первом году жизни ребенка основным (а до 5-6 месяцев практически единственным) видом питания является молоко. Причем оптимального развития малыша можно достигнуть только на естественном вскармливании (то есть вскармливании грудным молоком матери). Грудное молоко имеет оптимальный состав основных пищевых ингредиентов - белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минералов, содержит защитные факторы, предохраняющие ребенка от инфекций (дети реже болеют и быстрее выздоравливают), ферменты, гормоны и другие биологически активные вещества, исключительно важные для развития малыша, для развития его центральной нервной системы.
До полугода ребенок осваивает две основные свойственные этому возрасту функции артикуляционного аппарата — это сосание и глотание, таким образом он укрепляет мышечную систему органов артикуляции, готовясь к более сложным операциям. При речи задействованы те же органы, что и при питании и дыхании. Гипотонус (пониженный тонус мышц) мешает питанию и также мешает речи. Дети набираются сил и начинают сосать лучше, тренируя тем самым необходимые для речи органы. Если у вашего ребенка проблемы с сосанием, лучше обратиться к специалисту по вскармливанию, т.к. это поможет в дальнейшем развитию речи.
К 7-8 месяц. начинается процесс лепета и желание ребенка захватывать что бы то ни было губами. Он все тянет в рот - костная система тоже должна укрепляться. Постепенно ребенка переводят на более грубую и твердую по консистенции пищу, которая, безусловно, должна быть полезной и правильно подобранной, кроме того, она способствует развитию и укреплению артикуляционного аппарата.
К году при нормальном развитии у ребенка появляются первые аморфные интонационно окрашенные слова. И на данном этапе родители должны помочь ребенку соотнести образ предмета со словом его обозначающим. Тем самым расширяя пассивный и активизируя активный словарь, обращая внимание ребенка на все, что происходит вокруг него. С ранних лет родители могут привить ребенку культуру питания, обогатить не только предметный словарь, но и расширить глагольный — морковка растет, мы ее едим, мама готовит из нее суп и салат.
Значение питания для правильного развития ребенка очень велико. Нерациональное питание в детстве (особенно в первый год жизни) не может быть исправлено в дальнейшем, так как изменения в организме оказываются необратимыми. А ведь питание определяет не только рост и вес ребенка, но и состояние иммунитета, возможность противостоять стрессовым ситуациям, интеллектуальное развитие, способность к обучению, запоминанию. Важно соблюдать режим в питании (есть в одно и то же время), что формирует ритм деятельности нервной системы, а также не забывать знакомить ребенка как с названиями продуктов, так и вербализовать запахи, вкус (приятный, острый, кисло-сладкий), действия при приготовлении (тереть, выжимать и пр.).
Безусловно, все мы знаем, что должны правильно питаться и тем более, питание наших детей должно быть сбалансированным и витаминизированным. Но многие родители забывают, что практически любое речевое нарушение – суть нарушение нервной системы ребенка, и, что пища, благотворно влияющая на развитие нервной системы, уравновешивающая процессы корковой нейродинамики, также окажет положительный эффект в системе речевого воспитания ребенка.
Составляя меню для ребенка, имеющего речевые нарушения, а также для профилактики речевых нарушений следует исходить из следующих параметров:
1.Для здоровья нервной системы важен хороший и спокойный сон, для которого ребенку должно хватать магния.Магний участвует в процессе синтеза белков, передаче генетической информации, нервных сигналов, нормализует деятельность мышц, cледовательно, ребенок должен пить минеральную воду с достаточным содержанием магния, либо пить очищенную жесткую, богатую минералами воду своего региона (в кипяченой воде магний, скорее всего, не обитает). Магния много в семечках, поэтому логично заменить привычные покупные конфеты самодельными, включая в их состав семечки. Приготовить такие конфеты просто: нужно взять сырые очищенные семечки подсолнечника или тыквы, изюм, натуральный мед (при аллергии – яблочный пектин), кунжут, мак, молотую корицу, и все смешать. Больше всего магния содержит какао, на втором месте — лесные орехи, на третьем месте соя. Магний есть в полном, неочищенном зерне, а значит, и в крупах, муке из неочищенных зерен и т. д. Но промышленная очистка продуктов лишает их ценной и необходимой нам составной части. Достаточно магния в ужине, включающем печеный картофель с зеленью.
Важно помнить, что чрезмерное употребление рафинированного сахара (и сладостей на его основе) препятствует усвоению магния из продуктов.
2. Питание ребенка должно препятствовать возникновению гиперактивности и гипервозбудимости. Следовательно, в его рационе не должно быть продуктов с красителями, ароматизаторами и консервантами. Они входят в состав многих покупных йогуртов, мармелада, колбасы и т.д. Многие из этих продуктов вызывают аллергические реакции, которые не дают нервной системе нормально функционировать. Среди американских исследователей, кстати, даже бытует мнение, что столь распространенный сейчас СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) возникает именно из-за повышенного содержания в нашем рационе продуктов с зловещими буквами «Е».
3. В рационе ребенка углеводы не должны преобладать над белками. Согласно некоторым теориям, такое соотношение может также приводить к гипервозбудимости, снижению концентрации внимания.
4. Важными «строителями» центральной нервной системы являются холин и лецитин. Этими веществами богаты яйца, печень, красное мясо, икра, кабачки, капуста, бобовые, рис.
5. Одним из самых важных витаминов для ЦНС являются витамины группы В. Именно их в последнее время назначают детям с задержкой речевого развития в таблетированной форме. Но назначать витамины может только доктор, не занимайтесь самолечением.
Чтобы получать витамин В1 (тиамин) – пейте хлебный квас всей семьей, но не напиток купленный в магазине или приготовленный из квасного сусла, а сделанный Вами на хлебных сухарях. Достаточно много витамина В1 содержится в дрожжах, фасоли и картофеле, горохе, в гречневой и овсяной крупах, в черном хлебе, спарже, листовой зелени (петрушке, укропе, кинзе, салате, шпинате и ботве свеклы), лесных орехах, в сушеных фруктах.
Опять же для хорошего сна и настроения нужен достаток витамина В3 (ниацина). Витамин В3 содержится во всех продуктах, где имеются другие витамины группы В, но в разных количествах (мясо, почки, печень, кисломолочные продукты). Особенно богато им индюшатина.
Биологическая роль витамина В6 состоит в синтезе нейромедиаторов, улучшении состоянии клеток печени и нервных волокон. Детям с дизартрией необходимо принимать этот витамин для улучшения трофики ткани (что повысит эффективность логопедического массажа). Достаточно велико его содержание в шпинате, в проростках пшеницы. Витамин В6 содержится как в продуктах животного происхождения, так и растительного, поэтому при обычном смешанном питании потребность в данном витамине почти полностью удовлетворяется. Также он синтезируется микрофлорой кишечника.
Витамин В 12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии, т.к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений). витамин плохо усваивается при приеме внутрь, улучшает всасывание одновременный прием фолиевой кислоты и витамина С. Основные пищевые источники витамина В12: говяжья и телячья печень, почки, желтки яиц, молоко (только нежирное). Чуть меньше этого витамина в мясе (говядина, свинина, курица), в морепродуктах, кисломолочных продуктах.

6. О полиненасыщенных жирных кислотах Омега-3 сегодня слышали все – по крайней мере, те, кто интересуется здоровым образом жизни. Уже на стадии формирования плода они решают очень многое: мозг будущего ребёнка, а также его сетчатка, не смогут формироваться нормально при нехватке этих жиров. Так, если мать во время беременности потребляет мало продуктов с Омега-3, то у ребёнка с большей вероятностью развиваются неврологические заболевания, которые ведут к нарушениям речи. В коре головного мозга этой кислоты в норме должно быть около 60% . Полиненасыщенные жирные кислоты оказывают огромное влияние на сосудистую и мышечную системы человека. Источники Омега-3 жирных кислот животного происхождения являются различные продукты животного и растительного происхождения. Больше всего в морской рыбе (рыбий жир). Много Омега-3 в яйцах, а вот в говядине их достаточно, если животные часто едят свежую траву, а не только зерно или другие корма. Источники Омега-3 жирных кислот растительного происхождения - семена льна и льняное масло, оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, орехи, особенно грецкие, пекан, миндаль; соевые бобы, тыква, шпинат и другая листовая зелень.

Надо помнить, что содержание витаминов, минеральных веществ в продуктах может существенно меняться в зависимости от разных факторов. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация очень существенно снижают содержание витаминов в исходных продуктах, даже в тех, которые традиционно считаются источниками витаминов. Содержание витаминов в овощах и фруктах очень широко варьируется в разные сезоны. Содержание полезных веществ в продуктах животного происхождения варьируется от условий выращивания и содержания животных. В связи с этим встает вопрос о применении синтетических витаминов и биологически активных веществ. Дети с речевыми нарушениями должны наблюдаться у невролога или психоневролога. И, конечно, введение в состав рациона правильно подобранных витаминных комплексов, лекарственных форм должен решать врач.