Рекомендации логопеда 20.12.2018

Общение с детьми раннего возраста

Речь – важнейший психофизиологический процесс. По состоянию речевой функции во многом можно судить о развитии познавательной деятельности ребёнка.
Для правильного речевого развития, необходимо соблюдение определенных условий.
Для полноценного развития ребёнка важно, чтобы он был желанным в семье, родился и развивался в окружении любви, ласки и заботы.
С рождением ребёнка изменяется ритм и содержание жизни его родителей. Уход за малышом (пеленание, купание, кормление и т.д.) можно и нужно сопровождать ласковыми репликами, своеобразными короткими беседами.
Речь матери не является единственным условием, обеспечивающим развитие речи малыша. Однако это очень важный фактор, поскольку речь ребёнка развивается по подражанию в процессе разнообразных взаимодействий со взрослым.
Какой же должна быть речь взрослого и на что еще важно обратить внимание?
- Речь взрослого должна быть доброжелательной, спокойной и выразительной по интонации. Это речь «мягко» эмоциональная, окрашенная любовью к ребёнку. Когда мы говорим об эмоциональности речи, нужно помнить о том, что чрезмерные эмоции взрослого могут навредить ранимой психике ребёнка и даже «ошеломить» и «оглушить» его. По общему тону, речь взрослого – доброжелательная, имеет спокойную, но выразительную интонацию.
- Речь взрослого должна быть краткой, чёткой, не быстрой по темпу.
- В речи, обращенной к ребёнку, употребляйте существительные и глаголы.
- Используйте в общении с ребёнком те речевые модели, которые он освоил. Для развития речи ребёнка полезно, если взрослые обращаются друг к другу (или к другим членам семьи), используя те речевые модели, которые осваивает малыш в конкретный период.
- Избегайте бесед на «взрослые» темы в присутствии ребёнка. Не стоит перегружать психику ребёнка чрезмерной словесной информацией. Это не содействует укреплению его здоровья и, разумеется, не помогает процессу становления его самостоятельной речи.
- Общаясь с ребёнком, «ловите» его взгляд. Встреча взглядов поможет обратить внимание малыша на лицо говорящего взрослого, его губы, артикуляцию. Это важно для последующего становления правильной речи ребёнка.
- Важно вызывать у ребёнка потребность в речевом общении.
- Не стремитесь к быстрому накоплению словарного запаса.
- Чаще хвалите ребёнка! Похвала гораздо информативнее наказания. В отличие от наказания, похвалой взрослый как бы сообщает ребёнку о том, что он что-то освоил, чему-то научился.
- Поощряйте ребёнка к овладению словами, обозначающими действия. Это стимулирует появление первых фраз в его речи.
- Не стоит постоянно поправлять ребёнка, когда он только пытается произносить слова. В этот период важно поддержать малыша в его стремлении общаться с помощью речи.
- При воспитании правильной речи ребёнка важны терпение, систематичность и последовательность.
- Насыщайте обучающими моментами процесс жизни ребёнка. Обучая ребёнка, не стремитесь превратить ваше общение с ним в школьные уроки. Наиболее экономными для взрослых и необременительны для ребёнка (не утомляют) не специальные занятия, а привнесение обучающих моментов в процессе его жизни.
- Развитие речи ребёнка – индивидуальный процесс. То, что помогает одному ребёнку, не всегда максимально эффективно для другого.
Помогая становлению самостоятельной речи ребёнка, важно помнить, что развитие любого ребёнка – индивидуальный процесс.
В маленьком ребёнке надо видеть формирующуюся личность и индивидуальность. Она проявляется в том числе и в речевом поведении взрослого в процессе общения.
Помните! Речь взрослого – пример для ребёнка. Взрослым нельзя забывать о том, что их речь является примером для подражания. Помня об этом следите за правильностью вашей речи. Старайтесь, чтобы она по содержанию и по форме была доступна для восприятия и понимания малыша. Тогда и он захочет с вами общаться с помощью речи.
Подготовила учитель - логопед Гостемилова М.В.