Рекомендации логопеда 17.12.2018

Развитие мелкой моторики рук

В современном мире каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук, но, к сожалению, не все понимают важность данных занятий. Не всегда родители дошкольников находят время и желание для развития мелкой моторики, но, когда ребенок идет в первый класс и не умеет правильно держать ручку, завязать шнурки, застегнуть мелкие пуговицы, тогда только понимают, что всех этих неприятностей можно было избежать.

Давайте разберемся, что же такое мелкая моторика. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».

Слова В.А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и врачи, и логопеды. Мелкая моторика оказывает существенное влияние на развитие ребенка в целом: на речь, на внимание, на мышление, на координацию в пространстве, на память. В головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Соответственно, стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развивать мелкую моторику легко в домашних условиях, для этого придуманы различные конструкторы, мозайки, пазлы, пальчиковые игры и т.п.

Хотелось бы остановиться на пальчиковых играх, сопровождаемых различными стишками, рифмовками, что сделает процесс развития мелкой моторики еще интереснее и полезнее.

1. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей

(смена рук)

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьяну и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

2. Гимнастика для пальцев. Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку - один палец.

Правая рука

Поднял ушки бурундук (мизинец)

Он в лесу услышал стук: (безымянный)

- Это что за громкий стук, (средний)

Тук да тук, тук да тук? (указательный)

- А пойдем, - сказал барсук,- (большой)

Левая рука

Сам увидишь этот трюк: (большой)

Это дятел сел на сук (указательный)

И без крыльев, и без рук (средний)

Ищет он, где спрятан жук, - (безымянный)

Вот и слышен перестук! (мизинец)

3. Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод). И так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошинка берется на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук).

С блюдца я беру горошки,

Словно птица клювом крошки.

смена рук

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки.

4. Упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол, при смене кулаки-ладони кисти рук приподнимаются над столом.

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились.

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И все быстрее делай так!

5. Упражнения с крышками.

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательный и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули.

смена рук

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

смена рук

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

смена рук

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Подготовила: учитель-логопед Белоусова М.И.