Рекомендации логопеда 30.11.2018

Профилактика нарушений письменной речи в дошкольном возрасте.

В настоящее время дети все больше интересуются компьютером и телевизором, а не книгой, они дома водят пальцем по планшету или телефону, а не рисуют или конструируют. Технический прогресс - это прекрасно, с помощью новейших технологий можно быстро получить необходимую информацию, но он повлёк и серьёзную проблему, современные дети гораздо лучше управляются с компьютерной мышкой, чем с карандашом и ручкой. Для предупреждения возникновения нарушений письменной речи с детьми можно выполнять задания для профилактики дисграфии и дислексии.

Дисграфия – это стойкое нарушение процесса письма.
Дислексия – это стойкое нарушение процесса чтения.
Часто эти нарушения идут рука об руку.
Данные проблемы могут проявляться в разной степени выраженности, начиная от частых ошибок при письме и чтении, заканчивая полной невозможностью научиться читать или писать.
Для профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников необходимо развивать следующие базовые функции:
1. Восприятие (зрительное и слуховое);
2. Ориентировку в пространстве;
3. Память (зрительную, слуховую и двигательную);
4. Внимание (зрительное и слуховое);
5. Фонематические представления;
6. Наглядно - образное и словесно – логическое мышление;
7. Графомоторные навыки.
Развитие зрительного внимания и восприятия.
Если у ребёнка недостаточно развито зрительное внимание, то он может ошибаться при переписывании букв, пропускать буквы при переписывании слова, не дописывать слова, «зеркалить» буквы при письме, дописывать лишние элементы у букв или наоборот некоторые элементы букв пропускать. При письме и чтении ребёнок будет путать графически похожие буквы.
Во время чтения ребёнку будет сложно воспринять графический образ слова.
Также такие дети не видят строку при письме, теряют строчку при чтении.
Задание № 1 «Найди предметы на картинке и раскрась»
На большом рисунке нужно найти маленькие изображения, нарисованные внизу листа, и раскрасить их. Желательно задание выполнять на скорость. Данное упражнение учит разделять целое на части, развивает усидчивость, внимание и графомоторные навыки. По сюжету картинки можно придумать рассказ, что я предлагаю детям на своих занятиях.
Задание № 2 «Поиск теневых изображений»
Данное задание учит детей определению формы объекта, развивает зрительно внимание и восприятие. При выполнении задания необходимо соединить на листке бумаги изображение с его тенью.
Задание № 3 «Поиск зашумлённых изображений»
Детям предлагается найти на картинке насекомое и раскрасить его.
Задание обучает целостному восприятию графических объектов. Можно предлагать детям защумлённые изображения предметов, а можно букв и цифр.
Задание № 4 «Узнавание наложенных изображений»
Данное задание учит видеть конур рисунка и формирует целостное восприятие объектов. Детям предлагается рассмотреть картинку и назвать все изображенные предметы, которые на ней нарисованы, посчитать их, потом раскрасить некоторые из них. При выполнении данного задания можно предложить обводить по контуру каждый предмет на картинке пальцем или карандашом.
Очень полезно давать детям задания с наложенным изображением букв. Детям предлагается рассмотреть рисунок и назвать все буквы, которые написаны на листе бумаги. Это задание формирует буквенный гнозис и учит выделять элементы каждой буквы. В задании можно предложить детям раскрасить только гласные буквы или только определённые буквы.
Задание № 5 «Корректурные пробы» по методике Б.Бурдона
Корректурные пробы помогают развить зрительное внимание и восприятие, учат пониманию многоступенчатой инструкции, формируют произвольную регуляцию деятельности, учат видеть строку.
Ребёнку можно предложить разнообразные варианты выполнения корректурных проб:
1. посмотри на образец и нарисуй в каждой фигуре нужный знак;
2. зачеркни только те картинки, в названии которых 2 слога;
3. зачеркни только морковки; зачеркни одну картинку и обведи другую;
4. нарисуй точку в яблоке, а банан зачеркни;
5. обведи картинки, названия которых начинаются на определённый звук.
Корректурные пробы можно выполнять с детьми при прохождении разных лексических тем для закрепления материала. При выполнении корректурной пробы «Грибы» детям предлагается зачеркнуть – «выкинуть» ядовитые грибы и обвести – «собрать в корзину» съедобные грибы.
При изучении того или иного звука корректурные пробы подбираются со словами в задании с изучаемым звуком.
Для формирования начальных навыков чтения можно давать корректурные пробы со слогами или простыми словами, написанными печатными заглавными буквами.
При выполнении данного упражнения нужно давать детям временное ограничение – выполни задание за 2 – 3 минуты и контролировать время выполнения задания, стараться, что бы ребёнок учился постепенно выполнять пробы всё быстрее и быстрее.
Данный вид задания можно предлагать детишкам от трёх лет и старше, постепенно его усложняя (давать меньше времени на его выполнение и увеличивать количество символов в задании).
Задание № 5 «Магический квадрат»
Детям предлагается найти слова, написанные в рамочках, в большом квадрате и обвести их. Слова в квадрате могут быть написаны слева-направо или сверху-вниз. Чем быстрее дети найдут слова, тем лучше.
Задание развивает зрительное внимание и буквенный гнозис, формирует графический образ слова.
Развитие слухового внимания и восприятия, формирование фонематических представлений.
Если у ребёнка недостаточно развито слуховое внимание и восприятие, то ему сложно понимать и выполнять многоступенчатые инструкции, он не сможет воспринимать литературные произведения на слух. При написании слов под диктовку ребёнок будет пропускать буквы и предлоги, искажать слова. Он не будет понимать прочитанное, так как сам себя не сможет услышать при чтении слов.
Фонематическое восприятие также важно для правильного, грамотного письма и чтения. Ребёнок, имеющий проблемы в фонематическом восприятии, будет путать при письме и чтении буквы, обозначающие звуки схожи по звучанию - парные звуки по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости (у него бочка превратится в почку, а дочка в точку). При чтении он не сможет понять текст, а при письме будет допускать стойкие ошибки.
Задание № 1 «Посчитай сколько раз позвучал музыкальный инструмент»
Данная игра направлена на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
Детям предлагается закрыть глаза и без слов, одними пальчиками показать сколько раз позвучал музыкальный инструмент.
Взрослый с помощью бубна, металлофона или барабана издаёт звуки, а дети считают. Сначала можно использовать один инструмент, а потом два.
Задание № 2 «Хлопни, когда услышишь название города»
Данная игра направлена на развитие слухового внимания и произвольной регуляции деятельности.
Детям даётся инструкция, что сейчас они будут слушать разные слова, а когда они услышат название города, они должны хлопнуть в ладоши. Предварительно необходимо проговорить с детьми названия разных городов, для игры используем города России.
Взрослый произносит слова
Москва – Маска - Тверь – Росток – Ростов.
Желательно подбирать слова схожие по звучанию.
Аналогичную игру можно проводить по разным лексическим темам. Хлопать, когда услышат названия предметов мебели, фруктов или планет.
Задание № 3 «Хлопни-топни»
Данная игра направлена на развитие фонематического восприятия и произвольной регуляции деятельности.
Детям дается инструкция хлопни, когда услышишь звук С и топни, когда услышишь звук Ш. Взрослый называет сначала звуки изолированно с-с-ш-ш-с-с-ш-с, потом слоги с этими звуками, затем слова. Данную игру можно проводить с любыми звуками.
Можно предложить топать, когда услышат имена девочек, а хлопать, когда услышат имена мальчиков.
Задание № 4 «Кто быстрее»
Данная игра направлена на развитие слухового внимания.
Детям даётся инструкция выполнить задание правильно как можно быстрее.
Взрослый произносит задания:
Дотроньтесь левой рукой до правого глаза
Дотроньтесь правой рукой до левого плеча
Дотроньтесь правой рукой до правого уха.
Игра продолжается в течение 3 – 5 минут.
Обязательно отслеживать правильность выполнения задания и обговаривать кто сделал правильно быстрее всех.
Задание № 5 «Найди лишнее слово»
Данное упражнение поможет развить слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Детям даётся инструкция: вы сейчас услышите четыре слова, одно из них будет отличаться от других, вам нужно будет назвать это «лишнее» слово, которое не похоже на остальные.
Педагог называет слова
Тень –тень –день – тень.
Сима – Зима- Сима- Сима.
Дом - Том- Том- Том
Можно предложить детям выделять лишнее слово, которое отличается не только по звучанию, но и относится к другой тематической категории, например:
Апельсин – банан – лимон – лист
Огурец – баклажан – дуб – кабачок
Или слова, отличающиеся наличием или отсутствием определённого звука
Рак – рыба – лоза –роза.
Сам – дам – нос – маска
Задание № 6 «Придумай слово»
Игра поможет развить фонематическое восприятие и звуковой анализ и синтез.
Детям предлагается придумать слова с определенным звуком, с определённым количеством слогов или на опредёлённую тему.
Пример: Придумай название фрукта, которое начинается на звук а.
Придумай название мебели, которое заканчивается на звук н.
Задание № 7 «Назови звук»
Данная игра развивает фонематический слух и формирует звуковой анализ и синтез.
Детям предлагается назвать на какой звук начинается слово или каким звуком заканчивается. Взрослый говорит слово, а ребёнок определяет звук.
Развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти.
Если у ребёнка плохо развита память, то он не сможет запомнить графический образ букв, при чтении будет постоянно забывать уже прочитанное.
Задание № 1 «Запомни и повтори»
Данную игру можно проводить для развития слуховой или двигательной памяти в зависимости от поставленных целей.
Детям предлагается запомнить ряд слов (количество слов подбирается в зависимости от возраста детей).
Слова лучше называть из разных лексических тем, чтобы они не были связаны друг с другом.
Дом – Кот – Пылесос – Машина – Море.
Слова следует проговаривать в медленном темпе, между словами необходимо выдерживать паузу, как будто вы мысленно проговариваете ещё одно слово.
Слова произносятся 2-3 раза. После этого дети должны их повторить в такой же последовательности, в которой слова были произнесены.
Игру можно проводить для развития двигательной памяти, как физкультминутку. Взрослый предлагает детям запомнить несколько движений (похлопать, потопать, попрыгать, опять похлопать), дети должны эти движения запомнить и повторить абсолютно также и в той же последовательности.
Задание № 2 «Кодовое слово» или «Кодовое число»
Данная игра развивает долговременную память, учит припоминанию.
Детям утром сообщается, что сегодня у них кодовое число 5, им необходимо его запомнить, что это число им нужно будет потом сказать.
После прогулки педагог говорит детям, что пойти поиграть перед обедом могут только те, кто на ушко педагогу назовёт кодовое число. Дети по очереди, шепотом, называют кодовое число педагогу.
Аналогично играть можно в игру «кодовое слово»
Задание № 3 «Запрещённое движение»
Данное упражнение развивает память и внимание, формирует произвольную регуляцию деятельности.
Педагог сообщает детям, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним, но одно движение повторять запрещено. Педагог говорит, какое движение нельзя повторять. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Дети должны запомнить запрещённое движение. Педагог показывает разные движения, дети повторять все движения, кроме запрещённого, упражнение стоит выполнять в быстром темпе.
Задание № 4 «Раскрась только те картинки, которые были нарисованы на предыдущем листке бумаги»
Данное задание развивает зрительную память и зрительное внимание, формирует произвольную регуляцию деятельности.
Ребёнку предлагается рассмотреть картинки в течение минуты, потом взрослый берёт у ребёнка эту картинку и даёт другой лист, на котором нарисованы разные изображении, взрослый предлагает раскрасить только те картинки, которые были изображены на предыдущем листке бумаги.
Задание № 5 «Раскрась картинки, которые были изображены в верхней части листа»
Упражнение развивает зрительную память и внимание.
Ребёнку предлагается рассмотреть и запомнить изображения, нарисованные в верхней части листа, затем педагог закрывает эти изображения листом картона или отрезает ножницами, а ребёнок из всех символов на листке должен выбрать только те, которые были изображены в верней части листа и раскрасить их.
Формирование ориентировки в пространстве.
Если у ребёнка страдает ориентировка в пространстве, то он может писать и читать в другую сторону, будет терять строчки во время чтения и не сможет придерживаться строки при письме.
Задание № 1 «Нарисуй фигуру»
Задание направлено на формирование ориентировки на листке бумаги.
Детям предлагается на белом листке бумаги нарисовать фигуры.
Даётся инструкция: Нарисуйте квадрат в центре листа, нарисуйте круг сверху от картинки в центре, нарисуйте прямоугольник в правом верхнем углу, нарисуйте треугольник в нижнем левом углу.
При выполнении данного упражнения можно предложить рисовать разные изображения (цветочек, тучку, солнышко, цифры, буквы)
Задание № 2 «Расположи буквы»
Задание направлено на обучение ориентировки на рабочем столе в горизонтальной плоскости, закрепление понятий справа – слева.
Взрослый раздаёт детям по три – четыре буквы, называет их вместе с детьми, а затем по инструкции взрослого дети раскладывают буквы в нужной последовательности. Например, три буквы Н, С, О.
Взрослый предлагает детям положить букву О справа от буквы С, но слева от буквы Н. Дети выкладывают буквы в ряд, после чего взрослый сообщает, что у них получилось слово и предлагает им его прочесть. Получается слово СОН. После прочтения слова можно предложить эти буквы положить по-другому, даётся инструкция: положить букву О справа от буквы Н, но слева от буквы С. Или инструкция: поменяйте буквы Н и С местами. Получается новое слово. Дети читают слово НОС.
Задание № 3 «Сделай шаг»
Упражнение направленно на формирование ориентировки в пространстве, закрепление понятий право-лево – вперёд – назад.
Детям предлагается двигаться по инструкции. Педагог произносит: сделай два шага вперёд, один шаг вправо, два шага назад, три шага влево и т.д.
Задание № 4 «Покажи букву телом»
Упражнение направлено на формирование понимания расположения собственного тела в пространстве.
Детям предлагается с помощью рук, ног и туловища изобразить образ разных букв. Если элементов у буквы много, и они достаточно сложные, то её могут изображать два ребёнка. Три- четыре ребёнка могут изображать буквы лёжа на ковре.
Развитие графомоторных навыков.
Если у детей графомоторные навыки сформированы недостаточно, то они быстро устают при письме, не могут написать буквы в строчке, не смогут вывести ровно элементы букв.
Для решения данной проблемы можно использовать следующие задания:
Задание № 1 «Не просто лабиринты» Г.М. Зегебарт
В задании нужно пройти от одного треугольника до другого.
При правильном выполнении данных лабиринтов должна получиться картинка. Дети после выполнения задания сравнивают свою картинку с уже готовым изображением и дорисовывают недостающие детали картинки.
При выполнении задания важно, чтобы ребёнок вёл линии четко по центру «дороги», линии должны быть ровными, повороты должны располагаться под прямым углом, без закруглений. При выполнении задания нельзя менять положение руки и двигать лист бумаги. Лист бумаги должен быть зафиксирован статично.
Задание № 2 «Срисовывание картинки по образцу»
Детям предлагается перерисовать «Домик» по методике Гуткиной Н.И.
В задании предлагается перерисовать картинку соблюдая размер, положение и направление всех элементов рисунка. В данном задании используются элементы прописных букв, что готовит руку к написанию букв в прописях.
Задание № 3 «Штриховка»
Детям предлагается заштриховать картинки соблюдая направление линий и расстояние между ними.
Задание № 4 «Копирование узора по точкам»
Детям предлагается скопировать узор по точкам ориентируясь на образец.
Для формирования правильного удержания ручки при рисовании и предупреждения переутомления руки при выполнении графических заданий можно на занятиях использовать специальную насадку «ручку самоучку». Данная насадка не даёт возможности ребёнку взять ручку неправильно. Её удобно использовать как на карандашах, так и на ручках. Важно контролировать удержание карандаша ребёнком при выполнении графических заданий и на занятиях, и при самостоятельном рисовании.

Подготовила учитель-логопед Бобык С.С.