Рекомендации логопеда 27.11.2018

Артикуляционная гимнастика: что это такое и для чего она нужна?

Речь формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального речевого развития явля­ется полноценная работа артикуляционного аппарата. Гимнастика, направленная на его развитие, называется артикуляционной.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Регулярное и систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

· улучшить кровоснабжение артикуляторных органов;

· укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

· научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу;

· увеличить амплитуду движений;

· уменьшить напряженность органов артикуляции;

· подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

· занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, четко и красиво;

· благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить «чисто» и правильно, без помощи специалиста;

· дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься учитель-логопед, их мышцы будут уже подготовлены;

· артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым, невнятным звукопроизношением;

· артикуляционной гимнастикой можно заниматься с раннего возраста. Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка,

· подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков.

Таким образом, чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

2. Время выполнения упражнений 5-7 минут.

3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, поэтому все упражнения проводятся перед зеркалом.

4. При выполнении упражнений полезно задавать ребёнку вопросы. Например: «Что делают губы?», «Что делает язычок?», «Где он находится (вверху или внизу)?».

5. Гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены.

6. Все упражнения проводятся эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название и свой образ. Так ребенку легче запомнить движения.

7. Нельзя принуждать ребенка и заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать его: «Давай поиграем с язычком…».

8. Сначала упражнения проводятся медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

9. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - от простых упражнений к более сложным.

10. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точностью движений, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому.

11. При выполнении упражнений чаще хвалите ребенка. Если что-то не получилось сразу, не расстраивайтесь сами и поддержите ребенка!

Виды артикуляционных упражнений:

1) Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился принимать и удерживать артикуляционную позицию (удержать позицию 5-10 секунд).

2) Динамические упражнения вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость (ритмичное повторение движений по 5-10 раз).

Комплекс общих артикуляционных упражнений.

· «Улыбка». Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу 5-10 сек.

· «Трубочка». Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу 5-10 сек.

· Чередование упражнений «Улыбка» - «Трубочка», выполняется 5-10 раз.

· «Кролик». Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы, удержать позу 5-10 сек.

· «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу 5-10 сек.

· «Бегемотик». Широко открыть рот, удержать позу 5-10 сек.

· «Окошко». На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто), выполняется 5-10 раз.

· «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удержать эту позу 5-10 сек.

· «Сытый хомячок»:

· - Надуть левую щеку, удержать позу в течение 5 секунд;

· - Надуть правую щеку, удержать позу в течение 5 секунд;

· - Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 5 секунд;

· «Голодный хомячок»: втянуть щеки, губы вытягиваются вперед, удержать эту позу 5-10 сек.

· Чередование упражнений «Сытый хомячок» - «Голодный хомячок». Надуть обе щеки, затем втянуть их, выполняется 5-10 раз.

· «Расческа». Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними по нижней, выполняется по 5 раз для каждой губы;

· «Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой, следить, чтобы язык не скользил по нижней губе, выполняется 5-10 раз.

· «Конфетка». Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается то в одну щёку, то в другую, выполняется 5-10 раз.

· «Почистим нижние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается, выполняется 5-10 раз.

· «Почистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево, выполняется 5-10 раз.

· «Иголочка». Язычок высунуть вперед как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже, удержать позу в течение 5 секунд;

· «Котенок лакает молоко». Открыть рот, сделать 5-10 движений языком, изображая котенка, который лакает молоко.

· «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна, выполняется 5-10 раз.

#Рекомендации логопеда

Подготовила: учитель-логопед Терновская С.А.