Рекомендации логопеда 09.11.2018

Игры на развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Фонематический слухэто восприятие звуков речи, узнавание и их различение, способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков.
Развитый фонематический слух является предпосылкой овладения чтением и письмом в школе.
Игры будут полезны всем родителям, которые хотят подготовить своих детей к школе.

«Где спрятался звук?»

Цель. Формирование умения находить заданный звук в словах
Ход игры. Взрослый показывает и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

«Поймай звук»

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков
Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит нужный звук, хлопает в ладоши.
«Кто в домике живет?»
Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.
Ход игры. Взрослый выкладывает картинки с изображением диких и домашних животных и объясняет, что в домике живут только домашние животные, в названиях которых есть, например, звук [к]. Надо поместить этих животных в домик (используется картинка с изображением домика). Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [к] и помещают его в домик.

«Попугай Кеша»

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-та-да, ша-жа-ша и т.п.

«Найди звук»

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
Примерный речевой материал.
Ла...(к), ма...(к), по..(л), мухомо...(р) и т.д.

«Слог сбежал»

Цель. Формировать слуховое внимание, развивать фонематический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".

«Цветные фишки»

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий: звук, гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик (используются квадратики из цветной бумаги: красный- гласный звук, синий-твердый согласный, зеленый-мягкий согласный).

«Какой звук чаще всего слышим в словах?»

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из речи часто повторяющийся звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

«Какое слово получилось»
Цель. Формировать навык звукового синтеза.
Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [к], [о], [т] , [с], [о], [к]. Ребенок собирает звуки в слово. Если ребенок испытывает затруднения, можно использовать картинки-подсказки.


Подготовила учитель – логопед Фокина Е.В.