Работа с заикающимися детьми. 26.10.2018

24 октября в ГБОУ Школа № 17 прошел семинар и мастер-класс для специалистов службы психолого - педагогического сопровождения.

24 октября в ГБОУ Школа № 17 прошел семинар и мастер-класс для специалистов службы психолого - педагогического сопровождения, который подготовили и провели педагог - психолог Головачева С.В. и учитель - логопед Гостемилова М.В.

Работа с заикающимися детьми

1. Что такое заикание:

Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи. Обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Как правило заикание появляется в период с 2/2,5 до 5 лет, в момент активного формирования фразовой речи и имеет длительное течение, которое нарушает полноценный процесс коммуникации.

Целый ряд исследователей признают заикание коммуникативным и ситуационным расстройством. Понимание заикания, как ситуационного феномена связано с зависимостью его проявления от коммуникативных условий: ослабление или полное исчезновение симптоматики в условиях коммуникативно-комфортного общения, речи наедине с самим собой или мнимыми собеседниками на ряду с усугублением симптоматики при личностно-значимом общении, в ответственной ситуации, разговоре с незнакомым. Нарушение речевого общения, которое наблюдается при заикании, приводит к появлению некоторых компенсаторных механизмов, проявляющихся, как правило, в снижении речевой активности, нарастании пассивности, тревожности, робости или наоборот, агрессивности.
По своим проявлениям, заикание является неоднородным расстройством речи. В проявлениях заикания на себя обращают внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психических особенностей.
Расстройства общей и речевой моторики по характеру можно разделить на произвольные и непроизвольные/насильственные. К произвольным (как правило это уловки) относятся те особенности движений, которые появляются у заикающихся сознательно с целью замаскировать или облегчить свою трудную речь. Уловки, как правило, наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и т.д. Реже они появляются в речевой моторике в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т.д. К насильственным движениям относятся прежде всего речевые судороги (которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте).
К внешним проявлениям в речи заикающихся можно отнести следующие особенности:
1. Нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывистая, с необоснованными паузами, повторами, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, из сочетаний или просто затруднение начала фраз;
2. Речевые уловки в виде вспомогательных звуков, из сочетаний или слов;
3. Ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи;
4. Недостатка произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.;
5. Недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр.
Нарушение коммуникации, наблюдаемое при заикании, часто сопровождается психологическими изменениями личности, т.к. речевое нарушение не существует само по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Работая с детьми, у которых есть подобные трудности, в рамках детского сада, важно взаимодействовать не только с учителем-логопедом, но и педагогом-психологом.

2. Почему логопеду надо работать вместе с психологом.

Нарушение коммуникации, наблюдаемое при заикании, часто сопровождается психологическими изменениями личности, т.к. речевое нарушение не существует само по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Работая с детьми, у которых есть подобные трудности, в рамках детского сада, важно взаимодействовать не только с учителем-логопедом, но и педагогом-психологом.
Психолог может помочь с обнаружением причины заикания. Проконсультировать родителей - помощь каких специалистов актуальна для данного ребенка.
Каждый случай по-своему уникален, не похож на другие, и тут невозможно найти универсальное лекарство.
Работает с сочетанием заикания с неврозом на фоне стрессовых ситуаций, проводит релаксационные занятия. Снимает логофобию и страх перед насмешками над речью, выходит в группу и помогает выстраивать коммуникацию со сверстниками, поддерживая доброжелательную обстановку. Так же важно отслеживать эмоциональные перегрузки: переутомление, чрезмерная усталость, перегрузка речью, форсирование речевого развития без учета возрастных возможностей, воздействие компьютерных игр, испуги, стрессы, длительную неблагоприятную обстановку в семье – это очень важная часть психологической работы.

3. Почему упражнения подходят для работы, не только, с детьми у которых есть заикание?

Показ упражнений с пояснениями.




Упражнения для работы с заикающимися детьми.

1. «Передай имя» / «Передай звук»

Дети встают в круг и под метроном, с хлопком передают имя/звук.

2. «Поймай метроном»

Дети встают в круг, в центре метроном, и хлопками ловят стрелку метронома.

3. «Фонарики»

Дети встают в круг и ловят стрелку метронома кулачками (включая и выключая фонарики). Двумя руками, потом попеременно меняя руки (правая-левая).

4. «Петушок»

Дети встают в круг, складывают ладошки в замочек, под счет раз-два, дети разжимают и сживают пальцы (сначала правой рукой, потом левой и т.д.).

5. «Хлопки по коленям»

Дети садятся в круг и ловят стрелку метронома хлопком по коленке.

- Дети делают все вместе (хором);

- Дети передают хлопок по кругу;

- Дети передают хлопок, детям из круга.

6. «Ладушки»

Дети встают в круг и ловят стрелку метронома хлопком в ладоши.

- Дети делают все вместе (хором);

- Дети передают хлопок по кругу;

- Дети передают хлопок, детям из круга.

7. «Топы»

Дети встают в круг и ловят стрелку метронома топом ноги.

- Дети делают все вместе (хором);

- Дети передают топ по кругу;

- Дети передают топ, детям из круга.

8. «Себе-другу»

Дети встают в круг, каждому выдается «подушка» (набитая крупой), и дети передают её из рук в руки.

- Дети передают «подушку» только себе (из правой руки в левую и наоборот);

- Дети разбиваются на пары и передают «подушку» партнёру в паре;

- Дети передают «подушку» по кругу.

#24 октября в ГБОУ Школа № 17 прошел семинар и мастер-класс для специалистов службы психолого - педагогического сопровождения