Навыки самообслуживания 27.04.2018

Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем.

Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из тридцати подопечных! Два года - самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: "Я сам!". Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно - он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели. Родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребенку, быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду. Для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного - не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он "маленький и ничего не умеет"! На практике это очень непросто. Прежде чем дитя научиться умываться, пол в ванной комнате много раз окажется залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпераменту холерик или сангвиник. И все - таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса. Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание время "на самостоятельность". Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь. Причем эта помощь должна быть обучающей: не "давай я сделаю сама!", а "посмотри, это делается так". С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы ребенок реже испытывал ощущение собственного бессилия и чаще добивался успеха. Если вашему ребеночку - от двух до трех лет, - примите во внимание приведенные ниже советы. Ø Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он, теперь одевался только сам. Но когда он по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него! Ø Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками. Ø Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше, самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Ø Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять. Ø Можно играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку. Ø Можно повесить на стенку в детской плакат с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат вы изготовите вместе с малышом: найдете в старых журналах подходящие картинки (заодно кроха потренируется в запоминании названий разных вещей), вырежете и наклеите их на лист ватмана. И не забудьте очень удивиться тому, как ловко, быстро и аккуратно малыш сумел одеться! Так же причина отказа от самостоятельного одевания может быть неудобная одежда. Посмотрите внимательно, легко ли ребенку надеть те вещи, которые вы ему предлагаете, нет ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток, натирающих кожу, тугих резинок и колючих воротников. Некоторые дети отличаются повышенной чувствительностью: свитер, который, на ваш взгляд, нарядный и очень тепленький, для них действительно может быть невыносимо колючим - и это вовсе не каприз! Или одежда может, не нравится! Даже у малышей дошкольного возраста часто бывают свои, вполне определенные вкусы и пристрастия в одежде - любимый цвет, фасон и так далее. Не стоит этим пренебрегать. Ведь это прекрасно, если малыш уже в четыре года хорошо знает, что хочет! Конечно, целиком полагаться лишь на его мнение вряд ли возможно: может статься, что единственно приемлемой формой одежды юный модник считает футболку и шорты... В любом случае нужно искать компромиссы и, насколько это удается, учитывать мнение ребенка при выборе одежды. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков - неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Это куклы с их кукольными одежками. Очень полезны "развивающие пособия " - игры-шнуровки, все, что нужно застегивать и расстегивать (тканевые панно или тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Все это великолепие можно покупать в детских магазинах, но гораздо интереснее мастерить своими руками. Малыш таким игрушкам будет несказанно рад, одеваться научится быстрее, а заодно и мелкую моторику разовьет. Если же сенситивный период остался позади, остается наверстывать упущенное время. Учите, показывайте. Теперь вам придется проявить гораздо больше настойчивости и потратить много времени на то, чтобы ребенок все-таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики "мягкой непреклонности": не ругать и не стыдить ребенка, признавать его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но, ни в коем случае не делать за него его "работу".

Подготовила педагог - психолог Головачева С.В.