«Развитие речи заикающихся детей» 23.04.2018

Традиционно принято считать, что заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Как правило заикание появляется в период с 2/2,5 до 5 лет, в момент активного формирования фразовой речи и имеет длительное течение, которое нарушает полноценный процесс коммуникации.

Целый ряд исследователей признают заикание коммуникативным и ситуационным расстройством. Понимание заикания, как ситуационного феномена связано с зависимостью его проявления от коммуникативных условий: ослабление или полное исчезновение симптоматики в условиях коммуникативно-комфортного общения, речи наедине с самим собой или мнимыми собеседниками на ряду с усугублением симптоматики при личностно-значимом общении, в ответственной ситуации, разговоре с незнакомым. Нарушение речевого общения, которое наблюдается при заикании, приводит к появлению некоторых компенсаторных механизмов, проявляющихся, как правило, в снижении речевой активности, нарастании пассивности, тревожности, робости или наоборот, агрессивности.

По своим проявлениям, заикание является неоднородным расстройством речи. В проявлениях заикания на себя обращают внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психических особенностей.

Расстройства общей и речевой моторики по характеру можно разделить на произвольные и непроизвольные/насильственные. К произвольным (как правило это уловки) относятся те особенности движений, которые появляются у заикающихся сознательно с целью замаскировать или облегчить свою трудную речь. Уловки, как правило, наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и т.д. Реже они появляются в речевой моторике в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т.д. К насильственным движениям относятся прежде всего речевые судороги (которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте).

К внешним проявлениям в речи заикающихся можно отнести следующие особенности:

  1. Нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывистая, с необоснованными паузами, повторами, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, из сочетаний или просто затруднение начала фраз;
  2. Речевые уловки в виде вспомогательных звуков, из сочетаний или слов;
  3. Ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи;
  4. Недостатка произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.;
  5. Недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр.

Нарушение коммуникации, наблюдаемое при заикании, часто сопровождается психологическими изменениями личности, т.к. речевое нарушение не существует само по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту. Работая с детьми, у которых есть подобные трудности, в рамках детского сада, важно взаимодействовать не только с учителем-логопедом, но и педагогом-психологом. При этом, есть ряд упражнений, которые родители могут выполнять с детьми дома, вместе с членами семьи. Например, для развития темпо-ритмической организации речи (и не только) можно играть в игры с метрономом. Например, под метроном (выставленный на 78 – если на телефоне, на 80 – если механический), детям предлагается сначала топать ногами, далее шлепать руками по коленям, после хлопать в ладоши и в самом конце можно поиграть в ладушки. Важно, чтобы, каждый удар, шлепок и хлопок попадали под удар метронома. С такой игрой дети могут учить стихи. В другой игре, могут использоваться самодельные «подушечки», изготовленные из ткани и набитые крупой (горох, гречка) или мелкие, мягкие игрушки. Задание заключается в том, что детям нужно передавать подушечки соседу под метроном. На счет «РАЗ» дети передают из одной руки в другую, на счет «ДВА» дети передают подушечку в руку соседа. В начале, упражнение выполняется в парах, потом в малых группах (по 3-4 человека). Так же, для развития речи заикающихся детей, важно использовать дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика Стрельниковой и другие дыхательные упражнения.

Подготовила учитель - логопед Гостемилова М.В.