«Игры и упражнения на каждый день для развития речи детей трехлетнего возраста» (Белоусова М.И., учитель-логопед) 27.03.2018

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая. В игре дети учатся строить отношения, общаться, развивают воображение, внимание, память, речь. В данной статье Ваше внимание будет обращено на моменты, которые желательно включать в ежедневные игры и занятия, чтобы стимулировать речевое развитие ребенка.

Детям необходимо развивать общую моторику, так как ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции. Игры на развитие общей моторики желательно проводить стоя напротив ребенка, при этом проговаривать каждое действие, придумывая истории ваших совместных с детьми путешествий. Например, можно представить, что вы попали в волшебный лес, где нужно попрыгать по пенькам (это могут быть массажные коврики, листы бумаги и т.п.), проползти на четвереньках под упавшим деревом (под столом), пройти приставным шагом по узкой дорожке (вдоль стены) и т.д.

В ежедневные игры и занятия необходимо включать пальчиковую гимнастику, так как развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи. Упражнения, доступные для детей трехлетнего возраста: загибание пальчиков, хватательные движения, сжимание пальчиков в кулачки, упражнение «зайчик» (большой, безымянный, мизинец согнуты, указательный и средний выпрямлены), попеременно хлопки в ладоши и постукивания кулачками, шажки пальчиками (указательным и средним) по столу.

Очень важно, чтобы дети данного возраста как можно больше внимания обращали с Вашей помощью на свои ощущения, будь то тактильные, слуховые, вкусовые, обонятельные. Тактильные игры – это игры, направленные на описание детьми того, что они чувствуют пальцами. Можно предложить детям закрыть глазки, потрогать и рассказать, какой предмет на ощупь (гладкий, теплый, мягкий и т.д.) или достать из мешочка предмет, который Вы описываете (круглый мягкий). Детям трех лет очень полезны тактильные игры со взрослыми или другими детьми.

Следует сказать несколько слов о играх на развитие слухового восприятия. Например, можно взять различные звучащие игрушки (барабан, колокольчик, бубен, маракасы и т.д.), издать звук за спиной у детей каким-то из этих предметов и попросить угадать, что это. Более сложная игра – это попросить детей хлопнуть в ладоши, если они услышат нужный звук, при этом необходимо начинать с гласных. Сначала можно выделять интонацией правильный ответ.

Важно развивать вкусовые ощущения и уметь описывать их. Попросите детей рассказать, какой был фрукт, который он только что съел (кислый, сладкий, с горчинкой и т.д.) или какой по вкусу сок (компот). А какие фрукты (овощи, ягоды) какими вкусовыми качествами обладают? Желательно при описании детям показывать муляжи фруктов, ягод и овощей.

Игры на развитие обоняния: игра перед приемом пищи, можно попросить детей по запаху догадаться, что будет на завтрак, обед, полдник или ужин.

Важное значение в становлении речи имеет развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционную гимнастику желательно включать в игры и занятия несколько раз в день. Самые простые упражнения, доступные детям трех лет: окошко (широко открываем ротик, язычок лежит спокойно за нижними зубками), улыбка (губы широко растянуты в улыбке, зубки сомкнуты), трубочка (губы тянутся вперед как при произнесении звука [у], зубки сомкнуты), хомячок (надуваем щечки). Для формирования правильного выдоха необходимо объяснять детям, что нужно набрать воздух через нос, а выдыхать как можно дольше через рот, при этом используем вертушки, ватные диски или специальные игрушки для формирования речевого выдоха. Следует акцентировать внимание, что щечки не надуваем.

Игры на ориентацию в пространстве и собственном теле благотворно влияют на развитие речи. Важно научить детей сначала ориентироваться в собственном теле: покажи, где у тебя глазки, ушки, щечки, носик, ротик и т.д. (делаем акцент, что глаза два, уха два, две руки, две ноги, нос один, рот один и т.д.). Потом учим ориентироваться детей на игрушках (покажи, где ножки, ручки, глазки, головка и т.д. у куклы). Важно научить детей ориентации в пространстве (повернемся вбок, присядем низко-низко, вытянемся и протянем ручки вверх высоко к солнышку, ориентация право-лево и т.д.). Желательно включать в занятия игры на формирование и закрепление предлогов (игрушка стоит на столе, под столом, спрятали за спину, положили в коробку и т.д.)

Для детей трехлетнего возраста очень важно развитие связной речи. Описание того, что происходит на картинках, какие герои изображены. Большое значение в развитии речи имеют глаголы, поэтому прежде всего необходимо развивать и накапливать глагольный словарь. Для детей данной возрастной категории желательно использовать большие картинки с крупными изображениями героев и их действий, которые не содержат мелких, отвлекающих внимание, деталей.

Чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек – важный этап развития речи детей. Произведения должны быть выбраны строго в соответствии с возрастной группой, беседы по прочитанному желательно проводить на полу, при этом приучать детей слушать вопросы до конца, а ответы давать полные (кто поливает цветы? – Девочка поливает цветы). Стихотворения и потешки необходимо подбирать в соответствии с речевыми возможностями детей, стараясь, чтобы в них не было звуков, которые у детей отсутствуют. Стихи, сказки, рассказы лучше читать детям неоднократно, при повторных прочтениях желательно задавать вопросы, касающиеся второстепенных деталей, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

В игры с детьми трех лет желательно включать физкультурные и музыкальные минутки, для этого отлично подойдут произведения Екатерины Железновой. Музыкальные минутки не рекомендуется менять часто, дети должны привыкнуть к выполняемым действиям, а со временем запомнить слова. Музыка хорошо стимулирует и уточняет слуховое восприятие, развивает мелодику речи.

При общении с детьми трехлетнего возраста не стоит забывать, насколько важным является в этом возрасте эмоциональное развитие. Необходимо при прочтении произведений, в ролевых играх, на прогулке проигрывать различные чувства, показывать их на себе, тем самым обучая детей выражать эмоции.