Дыхательная гимнастика как средство здоровьесбережения в дошкольном отделении образовательной организации. 15.03.2018

Подготовила: учитель-логопед Бобык С.С.

Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение обмена веществ и энергии живых организмов и способствующий поддержанию постоянства внутренней среды, получая из окружающей среды кислород и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма. Огромное значение для укрепления здоровья и его сохранения играет правильное дыхание. Дыхательной гимнастика относится к одной из важнейших методов здоровьесберегающих технологий, ведь правильное дыхание:

  1. Повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы
  2. Предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос:
  3. Укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
  4. Стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
  5. Насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
  6. Способствует уравновешиванию нервных процессов

В дошкольном возрасте у детей не сформировано правильное речевое и физиологическое дыхание, поэтому необходима планомерная, тщательная работа по развитию правильного диафрагмального дыхания, так как из-за нарушения процесса дыхания дети начинают страдать частыми простудными заболеваниями, заболеваниями бронхолёгочной системы. Воспитателю в группе предлагается проводить дыхательную гимнастику во время образовательной деятельности, включая её в занятия по развитию речи и как динамическую паузу, а так же дыхательную гимнастику можно использовать во время режимных моментов, во время утренней гимнастики с детьми и гимнастики после дневного сна. Дыхательную гимнастику можно связывать с темой образовательной деятельности, например, при проведении занятия по развитию речи на тему «Осень» можно дуть на листочки, на занятии по теме «Зима» на снежинки или разноцветный декоративный дождик. При проведении одной дыхательной гимнастики предлагаются для выполнения 1 – 2 упражнений с 4 – 5 повторами, и по времени это занимает не более двух минут. Глубокое дыхание не должно проводиться долго, так как может вызвать предобморочное состояние и головокружение.

Для проведения упражнений по формированию правильного физиологического и речевого дыхания необходимо:

  1. комфортное, здоровое состояние ребёнка;
  2. весёлое, бодрое настроение малыша;
  3. промежуток между дыхательными упражнениями и приёмом пищи не менее 30 минут;
  4. чистый, свежий воздух в помещении (без пыли, с достаточной влажностью воздуха);
  5. температура воздуха в помещении около 20 градусов;
  6. положение тела ребёнка (если он стоит, то должен стоять ровно, сохраняя правильное положение осанки; если малыш сидит, то мебель должна быть подобрана по росту и он должен быть придвинут к столу так, чтобы стол не давил на живот ребёнка, при этом необходимо держать спину ровно, прижимаясь к спинке стула);

Предлагаем различные комплексы дыхательной гимнастики, которые были разработаны для трёх ступеней:

  1. Обучение правилам правильного дыхания, начальный этап формирования физиологического и речевого дыхания.
  2. Закрепление навыков правильного физиологического дыхания, формирование плавного речевого выдоха.
  3. Закрепление и усовершенствование навыков физиологического и речевого дыхания, выработка чёткой координации процесса дыхания.

Главные правила дыхания таковы:

  1. Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот;
  2. При вдохе, необходимо следить, чтобы плечи ребенка не поднимались, важно сохранять спокойное положение тела;
  3. На выдохе, следует дольше и более плавно выдыхать воздух, чтобы щеки ребенка не раздувались. На первом этапе обучения правильному дыханию ребёнку необходимо усвоить эти правила.

Педагог использует следующий комплекс упражнений:

1. Упражнение «Подуй на свои ручки» Ребёнок (в положении лежа больше работает диафрагма) делает глубокий вдох носом, а потом продолжительный выдох ртом, что бы почувствовать сильный «ветер» на своих ладошках.

2.Упражнение «Сдуй листочек» Ребёнок (в положении лёжа) на лицо ему кладут лист бумаги небольшого размера и просят подуть на него так, что бы он улетел.

3. Упражнение «Подуй на верёвочку»» Ребёнку (в положении лёжа) предлагается подуть на верёвку, которая висит над его лицом.

4. Упражнение «Задуй свечу» Ребёнку (в положении сидя) предлагается 5-10 раз задуть свечу с озвученным выдохом, произнося П-ф-ф-ф.

5. Упражнение «Сдуй ватку» Ребёнку (в положении сидя) предлагается сдуть со своей ладони кусочек ваты.

6. Упражнение «Надуй мыльный пузырь» Ребёнку (в положении стоя) предлагается надуть мыльный пузырь, необходимо следить за правильностью выполнения упражнений ребёнком: он должен соблюдать все правила правильно дыхания.

7. Упражнение «Сдуй тучу» Педагог вырезает из бумаги (тонкой) «тучку» и раскрашивает её (желательно вырезать около 10 туч размером 3 – 5 см.). Ребёнку (в положении сидя перед столом) предлагается глубоко вдохнут, а потом плавно, не раздувая щёк, подуть на тучу так, чтобы она улетела. Повторить упражнение можно 3 - 4 раза.

8. Упражнение «Листопад» Педагог вырезает из бумаги (тонкой) 10 «листочков» размером около 5 см каждый и раскрашивает их. Ребёнок (в положении сидя перед столом) должен подуть на листочки, которые лежат на столе, так, чтобы они улетели.

При выполнении упражнения необходимо сначала глубоко вдохнуть носом, а потом плавно, длительно выдохнуть ртом, соблюдая все правила дыхания. Упражнения второго этапа формирования правильного дыхания содержат следующие упражнения:

1. Упражнение «Пузырики». В положении сидя или стоя ребёнок делает глубокий вдох через нос, надует щёки «воздушные шарики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 3 – 4 раза.

2. Упражнение «Насос». Исходное положение – стоя, ребёнок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

3. Упражнение «Певец» Ребёнок в положении стоя пропевает гласные звуки: а, о, у, и. Каждый звук нужно тянуть на протяжении 10 секунд, постепенно старясь удлинять время пения. Пение – это очень важный приём в развитии речевого дыхания, при пении у ребёнка формируется плавность выдоха, выполняя данный вид коррекционного действия, происходит улучшение голосовых возможностей и увеличения жизненной ёмкости лёгких.

4. Упражнение «Пение с движением» Ребёнку предлагается петь гласные звуки в сочетании с двигательными упражнениями. Звук [а] – исходное положение – руки «по швам», руки медленно поднимаются вверх, и тянем их как можно выше, при этом произносим звук. Звук [о] – исходное положение – руки подняты над головой, начинаем медленно опускать руки, и произносим гласный звук. Звук [и] – исходное положение – руки вытянуты вперёд и сведены вместе, начинаем руки разводить в стороны координируя движения с произнесением гласного звука (выполняя данное упражнение у ребёнка формируется и фонетический и двигательный эталон звука [и] – при правильном произношении данного звука губы должны быть растянуты в улыбку, движением рук мы даёт данное представление ребёнку.) Звук [у] – исходное положение – руки разведены в разные стороны и находятся на уровне плеч, начинаем медленно сводить руки вместе, и произносим звуки (при этом мы показываем ребёнку движением рук, что губы при произнесении звука [у] должны быть узкими как «трубочка»)4 – 5 повторений, каждый звук нужно тянуть не меньше 10 секунд.

5. Упражнение «Подуй на карандаш» В положении сидя - ребёнку предлагается подуть на горизонтально лежащий карандаш, так чтобы он покатился по столу.

6. Упражнение «Трубач» Исходное положение – сидя и руки опущены, при вдохе руки ребёнка поднимаются на уровне плеч, а при выдохе - опускаются. Медленно производить озвученный выдох, выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.

7. Упражнение «Паровозик» Исходное положение – стоя. Ребёнку предлагается ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с. 8. Упражнение «Согреем ручки» Исходное положение – стоя. Педагог предлагает ребёнку согреть ручки и подуть на них длительно проговаривая звук [х]. Повторять в течении 20- 30 секунд.

Упражнения третьего этапа содержат следующие упражнения на автоматизацию процесса дыхание, формирование координации вдох – движение – выдох – движение. На данном этапе используются элементы дыхательной гимнастики А.Н Стрельниковой.

1. Упражнение «Мычалка» Исходное положение: стоять ровно, руки опущены. Логопед предлагает малышу сделать два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М". Выполнять 10 – 15 секунд.

2. Упражнение «Звуки» «У-У-У» - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами). «А-У-У»- путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат). «Э-Э-Э-Й» - все зовут своих друзей (изобразить руками жест «иди сюда») «У-А-А» - одного малыша забыли позвать (изобразить руками вытирание глаз, будто плачем) «Ы-Ы-Ы» - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

3.Упражнение «На турнике» Исходное положение : стоя, ноги вместе, ребёнок держит гимнастическую палку в обеих руках перед собой. Педагог предлагает поднять палку вверх, подняться на носки делая вдох, палку опустить назад на лопатки при этом выполняя длинный выдох. Выдыхая, произносить звук «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 – 4 раза.

4. Упражнение «Летят мячи» Исходное положение : стоя, руки с мячом подняты вверх. По показу ребёнок должен бросить мяч от груди вперед, при этом ему предлагается произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5 раз

5. Упражнение «Вырасти большой» Исходное положение: встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Нужно хорошо потянуться, подняться на носки — сделать вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выполнить выдох. Выдыхая, произносить звук «у-х-х-х-х». Повторить 5раз.

6.Упражнение «Пружинка» Исходное положение – ребёнок лежит на спине, ноги прямые, руки вытянуты вдоль туловища. Малышу предлагается поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди при этом производиться выдох. Потом необходимо вернуться в исходное положение и сделать вдох. Упражнение начинается с вдоха носом. Повторить 5 раз.

7. Упражнение «Сели – встали» Исходное положение: присесть на корточки. Ребёнок сидя начинает делать продолжительный и быстрый вдох носом, потом медленно начинает вставать и выполнять плавный выдох ртом. Повторение упражнение - 5 раз.

8. Выполнение упражнения по методике А.Н Стрельниковой «Вдох – вдох» В исходном положении стоя ребёнку предлагается выполнять пары быстрых вдохов, ребёнка можно контролировать хлопками или счётом.

9. Упражнение «Ладошки» по методике А.Н Стрельниковой Исходное положение: ребёнок стоит ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. У ребёнка руки должны быть согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. Данное упражнение необходимо выполнять медленно под счёт, чётко контролируя ребёнка, дети в данном возрасте ещё не владеют навыками счёта, поэтому считает педагог и проговаривает каждое действие, которое должно быть правильно воспроизведено ребенком. На счет «раз!»- выполнить хватательное движение ладошками (сжать их в кулачки) и одновременно с движением — шумно (на всю комнату) шмыгнуть носом. Педагог предлагает вдох делать резкий, короткий, активный. Сразу же после шумного короткого вдоха ладошки нужно разжать, выдох уходит самостоятельно через нос или через рот. На счет «два!» - снова сжимаем ладошки в кулачки и шумно на всю комнату нюхаем воздух. Вдох короткий, как хлопок в ладоши. И сразу же после шумного активного вдоха носом ладошки сами разжимаются - абсолютно пассивный выдох уходит через нос или через рот. Активный вдох - пассивный выдох. Вдох делается одновременно с движением и счетом. Считать нужно только вдохи. Итак, на четыре счета выполняем подряд четыре коротких шумных вдоха носом с одновременным сжатием ладошек в кулачки, - затем непродолжительный отдых на счет 3-5 и снова на четыре счета подряд по четыре шумных вдоха носом с одновременным сжатием ладошек в кулачки. Для проведении упражнения «Ладошки» из дыхательной гимнастики А.Н Стрельниковой необходима дополнительная подготовка, а так же особый контроль педагога за качеством выполнения ребёнком данных упражнений. Если ребёнок переходит с одной ступени на другую, то это не означает, что необходимо прекратить выполнения заданий из предыдущих ступеней, необходимо повторять и предыдущие упражнения, можно их немного модернизировать, усложнять. Дыхательную гимнастику необходимо проводить во время всего пребывания ребёнка в детском саду, на всем периоде его обучения.