«Нормы речевого развития ребенка к трем годам» (М.И. Белоусова, учитель-логопед) 05.03.2018

Каждый родитель рано или поздно задается вопросом, что же должен уметь ребенок его возрастной группы? На что обратить особое внимание, чтобы своевременно выявить факторы риска?

В данной статье будут приведены нормы речевого развития детей трех лет. В начале необходимо сказать о словарном запасе детей данной возрастной группы. Пассивный словарный запас ребенка к трем годам составляет около 1000 слов (может варьироваться от 800 до 1500), при этом ребенок использует в активном словаре 500-600 слов.

Дети к трем годам пользуются предложениями, состоящими из трех-пяти слов, при этом идет активное использование глаголов. В речи трехлетнего ребенка присутствуют простые пространственные предлоги: в, на, из, под и т.д.

В данном возрасте при нормальном речевом развитии активно идет формирование падежных окончаний существительных, наречия также присутствуют в речи (может быть до семидесяти слов), числительные (один, два, три), местоимения. Ребенок данной возрастной группы начинает правильно согласовывать личные местоимения, существительные – с глаголами, прилагательными. К примеру, с глаголами: она пошла, они поели, он уснул, кошка побежала, папа пришел, дети гуляли; с прилагательными: собака черная, кот серый, они добрые, белье белое. В норме присутствуют единичные ошибки.

Дети трех лет знают слова-обобщения предметов, обладающие общими признаками или имеющими схожее назначение: игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, одежда и т. д.

Для трехлетних детей доступно использование уменьшительно-ласкательных суффиксов: кот – котик, стол – столик, нос – носик.

Дети правильно образовывают множественное число глаголов и существительных: стол – столы, нос - носы, кот – коты, гуляет – гуляют, поет – поют и т.д. К трем годам дети при нормальном речевом развитии описывают предметы с помощью качественных прилагательных: красивый, маленький, сухой, мокрый и т.д. Начинается формирование относительных прилагательных: деревянный, стеклянный, железный и т.д.

Стоит сказать несколько слов о составлении рассказа по сюжетной картинке или серии картинок. Как правило детям дают 3-4 картинки, которые при нормальном речевом развитии ребенок разложит в нужной последовательности и составит по картинкам небольшой рассказ, состоящий из 3-5 предложений. При этом помощь взрослого приветствуется, она может быть выражена в наводящих вопросах, вопросах-уточнениях и т.п. К трем годам у детей в норме хорошо развито воображение, поэтому придумывание рассказа по картинкам не составляет труда. Дети с огромным удовольствием ведут диалог со взрослым, рассказывая о своем личном опыте, но при этом часто добавляя выдуманные ими детали. Для данного возраста очень важно поддерживать умение детей воображать, представлять, фантазировать.

Большое значение в развитии речи имеет формирование слоговой структуры слова. К трем годам можно наблюдать перестановки и пропуски слогов в многосложных словах, словах со стечением согласных. Например, сковорода может быть произнесена как вокорода, фиолетовый – фалетовый. В трехсложных словах с открытым слогом ошибки наблюдаются нечасто, детям доступны такие слова, как машина, кабина, собака и т.п.

Стоит обратить внимание на звукопроизношение. К трем годам при нормальном речевом развитии у детей могут быть не сформированы шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные звуки (Р, Р’, Л). Часто дети в таком возрасте заменяют шипящие на свистящие, что является нормой: шапка – сапка, ножик – нозик. Отсутствие в речи сонорных звуков может проявляться заменой на [Й], отсутствием звука или мягким [Л’]: рыба – либа, роза – оза, ворон – войон.

В данном возрастном периоде при нормальном речевом развитии дети хорошо дифференцируют на слух, различают и правильно употребляют твердые и мягкие звуки: та – тя, мы – ми, бэ – бе и т.д.

В трехлетнем возрасте ребенок хорошо понимает двухступенчатую инструкцию: возьми книжку со стола и положи на полку, возьми игрушку с пола и положи в ящик.

Важным этапом в данном возрасте является формирование интонационной выразительности речи. Дети с удовольствием подражают интонации взрослых, их мимике, эмоционально окрашивают свою игру со сверстниками, а читая стихотворения или рассказывая события из собственного опыта вносят в них выразительные нотки. Темп речи и громкость не всегда доступна детям трех лет, они могут говорить очень тихо, сбивчиво с незнакомыми им людьми. А если впечатления о каком-либо событии слишком велики, могут торопиться и сбиваться, рассказывая «взахлеб».

В любом случае, каждый ребенок индивидуален, и об этом необходимо помнить. Если у Вас возникают вопросы о развитии речи ребенка, проконсультируйтесь с логопедом. Он всегда подскажет, на что обратить внимание, как построить занятия в домашних условиях.