Особенности работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного отделения 03.03.2018

При обучении и воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного отделения необходимо учитывать особенности развития каждого ребенка, с одной стороны, и особенности группы в целом, с другой стороны. Для данной категории детей очень важно организовать специальные условия для развития коммуникативно-речевой практики. Необходимо остановиться на наиболее значимых для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи аспектах.

Большую роль играет развитие общей моторики и преодоление двигательных нарушений. Чем раньше начать стимулировать моторное развитие у ребенка с тяжелыми нарушениями речи и корректировать двигательные расстройства, тем больше шансов будет предупредить трудности в формировании речевой функции. В связи с этим, необходимо проведение физических минуток ежедневно. Текст физ. минутки желательно подбирать в стихотворной форме, повторяя его в течение некоторого времени, что дает возможность легче запомнить детям и, соответственно, расширить свой словарный запас. Благотворно влияют на развитие детей также музыкальные физические минутки. Музыка отлично стимулирует слуховое восприятие. В музыкальных физ. минутках важное значение имеет снижение контроля ребенка за своей речью, вовлечение его в процесс пения.

При обучении и воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи необходимо большое значение уделять воображению ребенка, стимулировать его к созданию игровых ситуаций, придумыванию сюжетов для игр. Игровую зону можно превратить с помощью воображения детей, например, в волшебную страну, где дети преодолевают препятствия, перепрыгивают по заколдованным кочкам, которые можно сделать из массажных ковриков или листов бумаги, или пройти вдоль стены приставным шагом, представив, что идем по узкой дорожке, а внизу река. Эти занятия хорошо развивают воображение, моторику, а, следовательно, и речевую функцию.

При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи следует большое значение уделять коммуникативному поведению каждого ребенка в отдельности. Необходимо обращать внимание на проявление любых попыток пойти на контакт со стороны ребенка, это может быть взгляд, вокализация, движение. При этом нужно озвучивать поведение ребенка и комментировать свои действия по отношению к нему. Попытки звучащей речи детей должны поощряться и поддерживаться, что приведет к желанию идти на контакт в дальнейшем и формированию мотивации к коммуникации. Следует несколько слов сказать о требованиях к речи взрослого: артикуляция должна быть четкой, говорить необходимо короткими предложениями, невысоким голосом, между фразами необходимо делать паузы, что дает возможность ребенку понять произнесенное и отреагировать, дать ответ словами, взглядом, движением, мимикой. Для детей с тяжелыми нарушениями речи в ежедневные занятия необходимо включать артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Для того, чтобы детям не было скучно, желательно использовать стихотворения и картинки при проведении данных занятий. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Рекомендации по упражнениям, которые должны проводиться с каждым конкретным ребенком, даст учитель-логопед, работающий с ним.

В условиях дошкольного отделения большую роль играет атмосфера в группе, где находятся дети с тяжелыми нарушениями речи. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, спокойно, что будет способствовать установлению эмоционального контакта со взрослым. В связи с этим необходимо обратить внимание на проблемы энергетического плана. Детям гиперактивным показаны спокойные игры, следует избегать частого повторения слов «нет», «нельзя», необходимо как можно чаще поощрять успех таких детей, хвалить, когда заслуживают. В случае, если ребенок, наоборот, вялый, бездеятельный, необходимо применять двигательную стимуляцию: взявшись за руки покружиться, попрыгать и т.д.

При любой модели поведения ребенка следует сосредоточить внимание на развитии ощущений: тактильных, слуховых, зрительных. Для развития тактильных ощущений необходимо включать игры на осязание, где дети чувствуют форму, величину предмета, материал, температуру и т.д. Для развития слуховых ощущений важны различные звуки, шумы, их расположение в пространстве. Для развития зрительных ощущений хорошо использовать картинки с заштрихованными, перевернутыми, контурными изображениями.

Дети с тяжелыми нарушениями речи как правило плохо ориентируются в пространстве и собственном теле. Упражнения на ориентацию необходимо включать в игры, в режимные моменты, в занятия. Игры по развитию ориентации в собственном теле, могут проводиться как за столом, так и на ковре. Игры на ориентацию в собственном теле: правой рукой достань до мочки левого уха или пальцами правой руки дотронься до подбородка, а пальцами левой возьми правый локоть. Игры на ориентацию в пространстве: возьми игрушку слева от тебя и спрячь под стол, возьми машину под стулом и поставь справа от домика и т.п.

Необходимо сказать о пользе кинезиологических упражнений для развития обоих полушарий детей с тяжелыми нарушениями речи. Данной категории детей очень полезно рисование двумя руками одновременно. Правой и левой рукой дети рисуют зеркально. Для правильного выполнения этих упражнений необходимо сначала прорисовать указательными пальчиками на бумаге по контуру картинки, потом в воздухе прорисовать то же изображение, а затем уже приступать к выполнению задания карандашами. После завершения рисования обеими руками, можно представить, что или кого из данных линий можно дорисовать. Развивая воображение, мы развиваем и речь. А также координацию движений и синхронизацию работы глаз и рук.

Семинар подготовила и провела учитель - логопед Белоусова М.И.