«Конструирование в дошкольном возрасте» (Смирнова Е.В., Александрова О.А.) 26.02.2018

Одним из наиболее любимых занятий ребенка является конструирование, которое позволяет ему творить свой собственный неповторимый мир.

Одним из наиболее любимых занятий ребенка является конструирование, которое позволяет ему творить свой собственный неповторимый мир. Этот вид деятельности оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности ребенка, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, он создает что-то новое, подбирает нужный материал для своей конструкции, планирует свои действия, пополняет знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве.

Игры с конструктором полезны и девочкам, и мальчикам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Далее ему предлагаются строительные наборы, состоящие из множества деталей разнообразной формы.

Прежде чем приступить к конструированию построек, можно во время прогулок с детьми рассмотреть окружающие здания и различные сооружения.

Отметить, что у всех домов есть общие детали – стены, крыши, окна, двери.

Обратить внимание на то, что заборы, ограды, ворота сооружены из различных деталей.

Предложить ребенку пофантазировать и сказать, на что похожи эти окружающие объекты, например: небольшие домики напомнили скворечники с окошками или теремки, ограда – решетку и т.д.

Рассматривая легковые и грузовые машины, автобусы, отметить, как расположены все основные детали относительно друг друга: кабина, кузов, колеса у грузовых машин, салон, окна, двери – у автобуса.

Пусть ребенок сначала свободно научится манипулировать деталями конструктора, а затем начните сооружать что-нибудь вместе с ним.

Пользуясь игровыми приемами, можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям (кукла «подросла» и ей нужен дом побольше, по мосту ездит очень много машин, как сделать его шире и т.п.).

Конечно, далеко не все получается сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливыми. Помощь взрослого заключается в объяснении с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.

Чем старше ребенок, тем чаще конструирование становится самостоятельной деятельностью. И уже интересно ребенку само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки становятся более сложными и увлекательными, в них используется большое количество разнообразных строительных деталей, а также дополнительные игрушки: машинки, куколки, животные, которые позволяют ребенку обыгрывать постройки. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (город, зоопарк, сказочное королевство и т.д.)

Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место. Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.

Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (мосты, башни и т.п.). Ведь дети – прирожденные изобретатели и исследователи. Они имеют неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. И поэтому остается только пожелать родителям познакомить и, по возможности, подружить ребенка с миром конструктора.