«Хореография для самых маленьких» (Вахрушина Н.А.) 26.02.2018

«Красоту следует искать и находить в детях: в свете их глаз и в красоте их маленьких рук, вытянутых в очаровательном движении». Айседора Дункан

На современном этапе развития человечества четко прослеживается общекультурный кризис. В связи с этим необходимо приобщение детей с раннего возраста к искусству через доступные, понятные и интересные виды деятельности.

Хореография, а именно занятия ритмикой и танцами в дошкольных образовательных организациях, является одним из них, так как обладает весьма значительным воспитательным потенциалом, определяемым природой искусства танца и спецификой построения педагогического процесса, где основными составляющими средствами выступает музыка, ритм, движение, поза, жест и пласти­ческий образ.

Занятия хореографией могут значительно повлиять на личностные качества человека — его социальную активность, творческие способности, общую культуру, коллективизм и многое другое, также имеют большое значение для физического развития детей.

Дети приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д.

Регулярные занятия танцами развивают:
• аэробную выносливость, укрепляя сердце и сосуды за счёт постепенного увеличения нагрузок;
• анаэробную выносливость, которая помогает растущему организму справляться с нагрузками и бороться с усталостью;
• мышечную силу, благодаря которой происходит органичное развитие всех мышц тела. Фигура становится точеной и гармоничной;
• творческое мышление через импровизацию под музыку и многое другое.

В качестве подтверждения выше сказанного выступают результаты исследования ученых, которые доказали, что танцы благотворно влияют на развитие умственных способностей. Сочетание логики танцевальных па и свободомыслия в импровизации оптимизирует работу обоих полушарий на 76 процентов. Даже чтение книг и отгадывание кроссвордов не дают таких результатов.

В процессе обучения на воспитанников оказывает значительное воздействие формирование нравственных, волевых и психологических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Легкость движений дарит легкость общения. Чувствуя себя уверенно в танцевальном зале, ребёнок начинает ощущать уверенность в себе и в обычной жизни.

Танцевальная культура, представляя неограниченные возможности для эстетического воспитания личности, способствует восприятию и пониманию детьми прекрасного в движении человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных и волевых качеств. Красота движений под музыку помогает любить и принимать себя. Танцы воспитывают волю и способность преодолевать трудности через терпение, также учат работать в команде и понимать свою значимость для коллектива.

Занятия хореографией в дошкольном отделении ГБОУ Школа №17 проводятся в рамках, в том числе, и дополнительного образования детей.

Для каждой возрастной группы выдвигаются конкретные задачи и подбираются определенные средства и методы воспитательного воздействия. Для достижения поставленной цели при работе с детьми учитываются их индивидуальные особенности, физиологические данные, темперамент и характер, воспитанность, своеобразие семейного влияния и многое другое.

В процессе построения хореографических занятий соблюдаются следующие условия:
1. Занятия строятся так, чтобы они могли обеспечивать всестороннее развитие ребёнка, воздействовать на растущий организм, содействовать укреплению здоровья.
2. Подбираются танцевальные комбинации, которые могли бы стимулировать умственную деятельность детей, согласно уровню их восприятия и возрастным особенностям.
3. Занятия направлены на развитие потребности к самостоятельному повторению и «отрабатыванию» выученных танцевальных упражнений.

В процессе занятий используются разные методические приемы.

Например, такие как:
метод «от простого к сложному», в котором применяется деление одной танцевальной комбинации на несколько элементов по сложности, доступной детям;
метод «от известного к неизвестному», то есть постепенное усложнение движений с добавлением элементов;
метод вербального воздействия — способ передачи ребёнку определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания той или иной техники или движения;
метод показа особенно важен при объяснении техники исполнения движений. Новые движения на занятиях показываются замедленно, несколько раз, обязательно сопровождая показ подробным устным объяснением, пока дети не усвоят правила исполнения,. Показ помогает всем усвоить, прежде всего, единые технические приемы исполнения;
музыкальное сопровождение как методический прием, который содействует раскрытию проявляющихся в танце эмоций детей и развивает умение согласовывать движения с музыкой;
игровой метод, состоящий из специально подобранных игр, отвечающих задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Применение данного метода позволяет детям расслабиться, почувствовать себя более непринужденно, поднимает настроение, помогает развитию эмоциональности.

Немаловажным для развития детей является разучивание и исполнение танцевальных элементов в обе стороны, с обеих ног. Принцип симметричности, который соблюдается при составлении комбинаций, способствует гармоническому развитию и распределению равномерной нагрузки в процессе исполнения на правую и левую стороны. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например танцевальный шаг, бег, прыжки, несложные композиции народных, бальных, историко-бытовых и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок.

Ребята, занимающиеся танцами, принимают участие в различных фестивалях и конкурсах, демонстрируя приобретенные умения и навыки компетентным членам жюри.

Освоение танцевального искусства позволяет каждому ребёнку ощутить на занятиях независимость и уверенность в собственных силах, раскрыть в себе талант, несмотря ни на какие трудности, и приносит радость общения с другими детьми.