«Правильно излагать свои мысли – это целое искусство» (Лаврухина О.В.) 19.02.2018

Родное слово является основой духовного мира ребенка. Им овладевают на всю жизнь, поэтому нужно знать, беречь и обогащать его.

К.Д.Ушинский писал: «Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства предшествовавших ему поколений». Из этой закономерности вытекает необходимость изучения богатства языка – его слов, оборотов речи, текстов лучших произведений. Изучая живой язык в действии, в живой речи, в текстах, ребенок втягивается в общение, в диалоги, от них идет к монологам – не только запоминает и накапливает богатства языка, но и сам использует родной язык полнее и гибче, развивая свой «дар слова», чутье языка.

Активное приобщение детей к языковому богатству русского народа способствует развитию их духовности и, в конечном итоге, определяет личность ребенка.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Плохо говорящие дети начинают осознавать свой недостаток и становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми. Необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка, на формирование у ребенка интереса к родному языку и развитие творческого характера речи. Сегодня вызывает обеспокоенность то обстоятельство, что дети, увлечённые компьютерными играми, гаджетами, стали мало общаться с взрослыми и сверстниками, что, несомненно, обедняет внутренний мир, поскольку именно живое общение способствует развитию и обогащению чувственной сферы, способствует формированию умения общаться, находить радость в общении. Как известно, Антуан де Сент Экзюпери писал о том, что на земле существует только одна настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Правильно излагать свои мысли – это целое искусство, помогающее воздействовать и на конкретного человека, и на общество в целом.

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста можно констатировать, что дошкольникам трудно воспринять персонажей художественной литературы, особенности их эмоциональные состояния. Очень небольшой жизненный опыт не позволяет детям понять достаточно полно сюжет и внутренние мотивы поступков героев произведения. Дети часто смешивают внутренние и внешние характеристики персонажей, не могут однозначно определить образ положительного и отрицательного героя, затрудняются передать характерные черты того или иного персонажа, изобразить его действия.

Фотография № 50

Кроме того, дети не всегда могут усвоить смысл реплик, контекст диалогов, в которых прослеживается суть отношений. Всё это приводит к тому, что произведения художественной литературы воспринимаются не полностью или вовсе не верно.

Работа кружка дополнительного образования «Клуб Любопыша» направлена на формирование у детей интереса к художественной литературе, на приобщение к творческой работе, развитие стремления глубже понять суть произведения, познать основы художественного слова.

Одним из видов деятельности ребенка в кружке является драматизация, которая, знакомя в игровой форме с художественной литературой, позволяет показать воспитанникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка.

Фотографии № 51

Фотографии № 52Фотографии № 53