«Детское музыкальное творчество» (Клятышева Н.С.) 19.02.2018

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования показали, что музыкальное развитие имеет значительное влияние на общее развитие ребенка: совершенствуется мышление, формируется эмоциональная среда, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В музыкальном воспитании детей дошкольного возраста выделяют следующие виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, детское музыкальное творчество.

Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении - это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст, музыкально-ритмических движениях - умение комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумывать простой танец, игре на детских музыкальных инструментах - подбор музыкальных инструментов к сопровождению музыкальных произведений, характеру героев сказки, танцевальным движениям. Детское песенное творчество – характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Результатом песенного творчества ребенка является несколько небольших интонационных оборотов, мотивов или составленная из них простейшая мелодия.

На первых этапах развития песенного творчества необходимо сотворчество взрослого и ребенка: включение ребенка в выполнение отдельных частей заданий, участие в сочинении отдельных частей создаваемой песни. По мере усвоения творческого опыта ребенок может создать уже свою целостную и завершенную композицию. Для развития детского песенного творчества очень важно использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения. Важно использовать серию творческих заданий для развития песенного творчества: импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; импровизация музыкальных вопросов и ответов; сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Если у ребенка развито восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, если ребенок владеет двигательными навыками, то он легко начинает сам импровизировать, создавать собственный танец, музыкально-игровой образ.

Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроение с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, слышать момент вступления. В музыкально-ритмических упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из выразительных средств музыки, таких как характер, темп и ритм. Ребенок начинает осознавать музыку с помощью движений. Важными условиями полноценного танцевального творчества ребёнка является постоянное обогащение музыкально-эстетических представлений и возможность ребенка проявить самостоятельность.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях — сочинении во время игры на детских музыкальных инструментах. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Непременным условием инструментального творческого проявления детей является накопление и обогащение музыкальных впечатлений Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку с помощью шумовых и ударных инструментов. Стоит только прислушаться – и в легком постукивании можно услышать незатейливую песенку дождя, в тихом шуршании – целую сказку, рассказанную шумовыми инструментами.

Дети очень любят играть на детских музыкальных и шумовых инструментах, с их помощью озвучивать стихотворения, сказки, музыкальные произведения, принимать участие в играх со звуками и музыкально-ритмических играх.

Главная цель детского музыкального творчества – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Если мы хотим, чтобы сердце ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, давайте попробуем научить его любить и понимать музыку.