«Развитие творческих художественных способностей детей дошкольного возраста» (Бурмистрова Т.Л.) 19.02.2018

Какой педагог не мечтает видеть детей своей группы гармонично развитыми, активными, успешными? Одной из основных характеристик гармоничного человека, имеющего четкие позиции по отношению к жизни, является его потребность в творчестве.

Процесс творчества появляется в детстве с пробуждением интереса к познанию окружающего мира и себя. В рисунках, лепке, аппликации дети передают впечатления об окружающем мире и выражают свое отношение к нему. Наша задача - научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений. Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, и когда ребенок овладевает необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Благодаря эстетическому восприятию у ребенка формируется соответствующее представление о предметах и явлениях. Возникает развитие замысла. В свою работу ребенок переносит не просто то, что ему запомнилось, но и эмоциональное отношение к изображаемому предмету.

Воображая, ребенок создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств. Необходимо предложить детям такое содержание рисунка, лепки, аппликации, которое вызвало бы необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Важно, чтобы тема была интересна для ребенка, волновала его.

Н.П. Сакулина указывает на то, что способность к изображению и способность к выражению представляют собой два этапа развития способности к рисованию, высшим из которых является способность к выражению. Художественное выражение возможно на различных возрастных ступенях по мере овладения средствами графического изображения и техники рисунка. Но дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок остается на уровне ремесла, а не творчества. Важно ещё вложить в своё произведение то, что называется душой, а психологами определяется как эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Еще один компонент творчества – творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые затем воплощаются в произведения. Воображение – основа любого творчества.

Какие же задачи мы решаем для развития художественно-творческой активности?

• Создать оптимальные условия для самовыражения в различных видах изобразительной деятельности.
• Обеспечить личностно-ориентированный подход в организации занятий на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Система работы включает следующие направления:

• Развитие изобразительных навыков
• Развитие воображения и фантазии
• Развитие эмоционально-чувственной сферы детей.

На первом этапе мы решаем задачи развития зрительного восприятия. Умение изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того, чтобы изобразить предмет, надо хорошо с ним познакомиться: запомнить цвет, форму, величину.

Исследователи указывают, что плохое владение инструментом, собственной рукой, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими, различного рода затруднения при решении изобразительных задач мешают ребенку передавать в рисунке задуманное, порождают неудовольствие собой, что может спровоцировать отказ от рисования вообще. Поэтому начинаем с «азбуки» изобразительной деятельности, без которой невозможен полет детской фантазии, мысли. Для этого:

Пользуемся принципом опоры на какое-либо качество, присущее многим предметам. Например, просим детей назвать предметы, в основе которых лежит геометрическая фигура или несколько геометрических фигур, а потом изобразить их.

Сравниваем два объекта с помощью дидактических игр: «Узнай предмет по описанию», «Нарисуй предмет по отличительным признакам». Таким образом, признаки, по которым происходит отбор предметов, становятся своеобразным « опорным сигналом» для восприятия.

Учим пользоваться палитрой и смешивать краски, получать практически бесконечное количество оттенков. Можно использовать игры-соревнования: «Кто, пользуясь ограниченным набором красок, составит больше оттенков какого-либо цвета, и придумает название своему оттенку».

Развиваем навыки точного движения руки для успешного воплощения замысла. Работа пальцами развивает координацию движений, речь. Нарисовав событие, ребенку потом легче рассказать о нем.

Развиваем способности в выражении и различиях эмоционального состояния. Научиться понимать свои чувства и эмоции, отражать их в поведении и рисунке детям помогают игры и упражнения, развивающие эмоциональное состояние: «Встреча с другом», «На лесной опушке» и т.д.

К сожалению, часто дети испытывают затруднения при изображении движения изображаемого объекта. Для этого предлагаем детям с помощью средств выразительности (жестов, поз, мимики) показать в движении лыжника, балерину, птицу и т.д. С помощью проблемных ситуаций: «Представь, что ты …», сценок-импровизаций дети привыкают искать характер, настроение в видимых формах предметов и явлений.

С целью мотивации предлагаем детям представить, что они сказочники, художники, строители и т.д. Обыгрываем изобразительный материал (кисти, краски, восковые мелки). С ними можно разговаривать, соревноваться, учить их рисовать, «бегать» по ровненькой дорожке, «кататься с горки», «прыгать как зайчик».

Во время занятий используем задания на создание новых образов: «Дорисуй всё, что захочется», «Оживи камешки», «Нарисуй животного, какого нет и не было на белом свете», «Забывчивый художник». Эффективное развитие творческих способностей обеспечивается положительным эмоциональным отношением ребенка к изображаемому, наличием его интереса к изобразительной деятельности.

Раннее развитие творческих способностей создает благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка, овладения такими деятельностями, как рисование, лепка, аппликация.

Формирование способностей к изобразительной деятельности ценно не только само по себе. В этом процессе ребенок приобретает такие качества, которые затем дают толчок развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении самых разнообразных видов деятельности. Развитие способностей тесно связано с формированием таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность, активность, трудолюбие, воля.

Таким образом, изобразительная деятельность тесно взаимосвязана с осуществлением всестороннего воспитания ребенка-дошкольника и подготовкой его к школе, овладению деятельностью учения.