«Все начинается с детства» (Милова О.М.) 07.02.2018

Именно в этом возрасте формируются духовные силы – основа становления личности. Литература заключает в себе большой потенциал, ибо в книгах поднимаются вопросы нравственного совершенствования наших детей.

Проблема литературного развития детей должна волновать сегодня и родителей, и нас - педагогов. Литература очень много даёт человеку, и безмерно много теряет он, не приобщившись к этому богатству. Малыш нуждается в книге буквально с рождения, и воспитывать читателя надо в том возрасте, когда ребёнок ещё - слушатель.

В первую очередь – это устное народное творчество. Песни, потешки, прибаутки, обращенные к образам природы и животных, расширяют кругозор детей. Разного содержания, характера, тональности- они не только развивают ребёнка, они развивают его эмоционально.

Вот некоторые шедевры народной и педагогической мудрости, которые легко запоминает 2 – 3-летний малыш: «Солнышко-вёдрышко», «Дождик-дождик пуще», «Травушка-муравушка», «Радуга-дуга», «Вдоль по реченьке Лебедушка плывет» и другие. Эти крохотные произведения – живительная сила, родник, к которому в раннем детстве припадает ребёнок.

Огромная воспитательная ценность заключена в другом известном жанре – народной сказке. Сказка созвучна естественному стремлению ребёнка оживить и очеловечить весь окружающий мир. Из всего опыта назову несколько не столь известных, но очень интересных сказок, которые открывают ребёнку новое в природе, её явлениях и обитателях : «Почему у месяца нет платья», «Как заяц с медведем поспорил», «Почему кот моется после еды», «Отчего у зайца длинные уши», «Как медведь смеялся», «Снег и заяц», «Почему у зайца губа рассечена», «Самый красивый наряд на свете»

Трудно переоценить значение произведений классической литературы, с которыми знакомлю детей уже в 4 – 5 лет. Лаконичные миниатюры Л.Толстого и К. Ушинского: «У Вари был чиж», «Спала кошка на крыше», «Птица свила гнездо», «Хотела галка пить», «Васька», «Петушок с семьей», «Лиса Патрикеевна», «Умей обождать» и другие дети слушают с большим интересом.

В этих произведениях важны не столько научные факты и обобщения, которые включили великие русские педагоги в свои произведения, сколько мысли и чувства, которые возникают в процессе чтения.

Постепенно в жизнь малышей входят различные жанры. Стихотворения с их ритмической организованностью и эмоциональным настроем, которые очень нравятся детям.

Стараюсь как можно раньше познакомить детей с образами русской классической поэзии о природе. Их высокая художественность, подкрепляемая яркими наблюдениями, помогает воспитывать чувство природы, в котором сконцентрировано и чувств Родины, и чувство любви к ней, ответственность за её судьбу.

Великие произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, А.М. Плещеева, С.А. Есенина – это настоящий праздник души! Важная роль художественной литературы отведена и в экологическом воспитании детей. Детской литературе здесь есть чем гордиться. Книги Пришвина, Бианки. Паустовского, Сладкова, Астафьева, Дмитриева и многих других писателей – природоведовы врачуют души маленьких читателей, разгадывают вместе с ними лесные тайны и загадки.

Очень привлекательной в книгах для детей является тема детства. Это книги А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Ушинского и других.

Большое удовольствие получаю, когда в старших группах рассказываю детям о творчестве писателей. Это своеобразные литературные портреты, доступные детям. Обязательно показываю портрет писателя, его дом, место, где жил.

Интересные факты биографии писателей дети воспринимают с интересом и легко.

Раннее детство – это начало жизни. Оно во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Литературное воспитание ребёнка начинается в семье. И поэтому в каждой семье необходимо создать атмосферу любви и уважения к книге.

Уважаемые родители! Помните, книги, прочитанные в детстве – это книги, из которых не вырастают! Они остаются на всю жизнь.