«Все ли могут стать творцами» (Лаврухина О.В., главный редактор) 07.02.2018

Во все времена развитие общества определяли люди, стремящиеся к знаниям, чуткие к жизненным изменениям, способные к прорывам в новые области человеческой культуры. В окружающей нас действительности творчество является необходимым условием существования. Все обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Сегодня общество как никогда нуждается в творческих людях. В детском возрасте активно развиваются самые разные способности, в том числе и творческие. Ребёнок в дошкольном возрасте очень любознательный, постоянно стремится познавать окружающий мир. Связано это с отсутствием стереотипов и независимостью мышления. Приоритетным в развитии дошкольников принято считать познание, и при этом не в широком понимании этого значения, а в его «знаниевой» форме, то есть в умении считать, писать, читать. В настоящее время существуют противоречия между теоретическими подходами к природе творческих способностей и практикой их развития. Развитие творческого потенциала детей в основном ориентировано на когнитивное развитие. Тем не менее, в обществе возрастает потребность в творческих личностях, владеющих не только глубокими и прочными знаниями, но и способными творчески подходить к решению проблемных ситуаций, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Творчество всегда рассматривалось учеными как деятельность высшего уровня познания и преобразования природной и социальной действительности. В процессе творческой деятельности человек меняется. Меняются формы мышления, личностные качества - человек становится творческой личностью.

Именно в дошкольном возрасте имеются все возможности для развития творческих способностей. К сожалению, они с течением времени могут необратимо исчезнуть, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей.

Необходимым условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т. е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.

При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.

В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

Творчество проявляется в деятельности, в результате которой появляется что-то новое.

Дети создают много интересных и оригинальных рисунков, построек, конструкций, сказок, делают открытия и многое другое. Их новизна субъективна, что является первой особенностью детского творчества. Детская деятельность отличается большим стремлением искать, экспериментировать, решать разные проблемы, что доставляет ребенку большое удовольствие. Она выделяется своей заразительной включенностью и эмоциональностью.

Причем, конечный результат не так интересен, как сам процесс. В этом заключается вторая особенность детского творчества.

И третья особенность детского творчества напрямую связана с первыми двумя. Заключается она в том, что ребенок с легкостью, не испытывая каких-либо трудностей, начинает свою практическую деятельность, которая из бессмысленной постепенно становится целенаправленной, увлекательной и часто приводит к хорошему результату.

Перед нами стоит чрезвычайно важная задача: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он не взялся. Творческая деятельность развивает эстетические, нравственные чувства, т.е. воспитывает саму личность. Поэтому, так важна поддержка взрослых. Предпосылкой развития творческой деятельности служит накопление детьми опыта и знаний. Для этого необходимо поощрять любознательность детей, вовлекая их в разные виды деятельности, сообщать знания, способствовать расширению их опыта. Необходимо развивать мышление ребенка, которое еще независимо и свободно от стереотипов. Известно, что для успешного развития творческих способностей нужно создать комфортное психологическое сопровождение, теплую дружелюбную атмосферу в детском коллективе. Важно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться к разного рода идеям, не всегда соответствующим реальной жизни.

Все ли могут стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но могут - все!