Развитие и уточнение пространственно-временных представлений 24.01.2016

Консультация учителя-логопеда Власовой Л.В.

Пространственно-временные представления необходимы для обучения ребенка письму, чтению, счету, рисованию. Эти представления влияют на формирование грамотной связной речи, грамотного письма. Слово состоит из временной последовательности звуков и слогов, а временная последовательность слов составляет фразу. Все это отражается на пространственной последовательности букв и слов при записи. Кроме того, пространственно-временные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют или используют с ошибками в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники в устной речи затрудняются в различении предлогов к — у, в — на (к дому — у дома, в столе — на столе.) Нередко дети смешивают предлоги перед — после — за, что является следствием несформированности и пространственных, и временных отношений. Например: “Шкаф стоит после стула” вместо “Шкаф стоит за стулом”. Или “Лето бывает перед весной, а осень после зимы”. Малыши испытывают трудности при использовании прилагательных “широкий — узкий, толстый — тонкий”. Эти прилагательные заменяются обозначениями большой или маленький. Например: “широкая река — большая река, тонкий стебелек— маленький стебелек”. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний (птицы прилетают — птицы улетают, солнце всходит — солнце заходит и т д ). Это связано со сложностями при выделении в слове и различении приставок, имеющих пространственное значение.

Исходная патологическая основа этих нарушений – это ошибочное осознание детьми схемы собственного тела (правая – левая рука, правая – левая нога и т.д.) и ошибочное определение направлений в пространстве. Впоследствии, это найдет проявление в затруднениях при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, при оформлении письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению: пропуск определенного количества строчек или клеточек между работами, выделение красной строки, соблюдение полей тетрадного листа и т.д.

Обычные на первых этапах обучения грамоте ошибки, проявляющиеся в зеркальном написании букв (Я – R), в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у детей с недостаточностью пространственно-временных представлений достаточно стойкими.

Дети с трудностями в усвоении временных представлений испытывают сложности в обозначении понятий основных единиц времени, в периодах человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам (зима — лето, день — ночь), дети не допускают ошибок. Но при необходимости отличить временные периоды, различия которых не столь ярко выражены (весна — осень, вечер — утро), дети испытывают значительные затруднения. Недостаточно развитая ориентировка во времени в дошкольном возрасте, проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школьном возрасте проявится в самостоятельных письменных работах в виде выраженных грамматических ошибок. Это и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глаголов (Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра.), употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (Я рисую машину. — Я нарисовал машину).

С целью становления и уточнения пространственно-временных представлений необходимо учитывать их закономерности развития, и в связи с этим проводить работу по следующему плану.

Развитие и уточнение пространственных представлений.

  1. Различение правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога, правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например локоть, плечо колено, лопатка и т. д. На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения: —Подними правую руку, левую руку; —Покажи, где у меня правая, левая рука; —Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя; а) Наглядный вариант: Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив (коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. ) б) Речевой вариант: Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.
  2. Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади — спереди, вперед — назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под). Можно предложить детям выполнить такие задания: - Посади мишку справа от куклы, положи кубик слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева, где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа. - Поставь машинку перед собой, слева от нее положи мяч, справа — кубик и т. д. - Назвать стоящего впереди, стоящего сзади, стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева. - Расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета. - Сидя за столом определить его правый и левый края. - Определить правый и левый рукава у рубашки, лежащей а) спинкой вверх, б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади). Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).

Определить последовательность расположения ряда цветов радуги. - Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка. Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается.) Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине. Определение пространственных соотношений элементов изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов. Детям предлагаются следующие упражнения: - Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии. - Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга. (Что находится в центре рисунка?(Мишка.),Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.) ).

Развитие и уточнение временных представлений. При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Работа ведется по нескольким направлениям: 1) Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д. ). Детям можно предложить задания: - Закончи предложения. Если сегодня понедельник то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была… Догадайся, какое время года? Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. -Ответь на вопрос «Когда это бывает?» Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает — Когда это бывает? (Весной.) Пусты поля, Мокнет земля, Лист опадает — Когда это бывает? (Осенью.) 2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т. д .). Детям предлагаются задания: -Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? - Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других?

Полезные книжки и пособия:

  1. Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. Часть 1 и 2.
  2. Гаврина С.Е. Справа, слева, вверху, внизу. Пространство вокруг нас.
  3. Мазепина Т. Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах
  4. Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников.
  5. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко.
  6. Сунцова А.,Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве: рабочая тетрадь. Развитие пространственных предста влений у детей 5-8 лет.
  7. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников