Рекомендации психолога 14.02.2020

Мотивация обучения младших школьников и возможности ее развития.

В последнее время система образования рассматривает проблему формирования учебной мотивации как одну из центральных проблем педагогической практики.

Никто не спорит, что мотивация основа любой деятельности. Именно осмысленность какого-то дела играет важнейшую роль в человеческой жизни.
Учеба для детей является основной ведущей деятельностью, но единицы занимаются этой деятельностью осмысленно.
Современных детей называют поколением Z, цифровым поколением. На их основные жизненные смыслы, ценности оказало влияние развитие мобильных интернет-технологий, научный прогресс в самых разных сферах. Дети легко осваивают самые новейшие цифровые технологии. Процесс добывания знаний чрезвычайно упростился, «окейгугл» и вот оно готовенькое знание.
Какие психологические черты определяются у большинства современных детей?
Инфантилизм. Дети, не стремятся стать взрослыми, принять на себя свою долю ответственности.
Прогрессирует индивидуализм. Ребенок выстраивает свой мир, эгоцентричный, безопасный и управляемый. Сосредоточение происходит на себе, на внутреннем мире. Дети могут легко обходиться без живого общения, зависая в соцсетях, находя себе единомышленников.
Клиповое мышление, фрагментарное. Такое мышление формирует у людей многозадачность – способность делать несколько дел сразу (например, работать, слушать музыку, общаться в интернете, принимать пищу). Человек учится быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Но если клиповое мышление становится основным видом, то появляются проблемы, заключающиеся в поверхностных суждениях, отсутствия связности, системности. Поток информации зачастую не позволяет собрать фрагменты знаний, умений в единую картину.
Современным детям гораздо труднее навязать неинтересную деятельность. В учебе для каждого должен быть личностный смысл. И это уже затрагивает первоклассников. Дети ищут яркое разнообразие, которое не всегда может предоставить им школа.
В первом классе ребенок начинает учиться, мотивируясь своим новым статусом ученика. Затем этот мотив «я школьник» утрачивает эту силу. Появляются внешние мотивы привычки «надо», «мама заставляет» и мотив отметки.
Первое место всю начальную школу занимает мотив получения хороших отметок. Хорошие отметки для ученика начальной школы являются источником особого статуса в классе, поощрения родителей, основа его эмоционального благополучия. Роль отметки достаточно своеобразна для учеников. Многие воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества конкретной сделанной работы. Им часто непонятно, почему отметки неважные, если он старается. Не все младшие школьники понимают смысловое значение отметки, но большая часть учащихся хотят работать на нее. Дети испытывают гордость своими хорошими отметками, им хочется, чтобы их хвалили и повышали их статус.
Мотив отметки выступает в качестве основного побудителя учения у большинства обучающихся начальных классов.
Таким образом, введение отметок может повысить учебную мотивацию школьника, усилить стремление достичь успехов в школе.
Надо сказать, что разные отметки в дневнике ученика полезны в том смысле, что учат его адекватно относиться к успехам и неудачам.
Плохо, когда ребенок оказывается погребенным под лавиной бессчетного количества двоек и троек, так как в этом случае он либо привыкает к неуспехам и становится пессимистом, либо научается работать вполсилы и зависеть от благоприятного стечения обстоятельств.
Противоположная ситуация не менее драматична. Если ребенок в течение всех лет школьного обучения получал лишь положительные отметки, то, перешагнув порог школы, он оказывается не готовым к жизненным неудачам. Создание тепличной обстановки, что внешне выглядит как заботливое отношение к ребенку, впоследствии может обернуться тяжелыми переживаниями и нервными срывами.
Именно в таких условиях формируются вечные подростки с синдромом отличника. А в это время их сверстники, научившиеся еще в школьные годы переживать и победы, и поражения, корректируют свои жизненные планы в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Они воспринимают «двойки по жизни» не как свидетельство крушения надежд, а как серьезный повод заняться пересмотром своих жизненных установок.
Со временем отметка, в основном, становится критерием знаний, и утрачивает для ребенка свою мотивирующую силу.
В идеале мотив получения отметки заменяется мотивом получения знаний. Это внутренний мотив, связанный с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.
В основе такого мотива лежит познавательный интерес. Среди большинства детей как мотив учения он проявляется редко, хотя называется учащимися часто. Связано это с тем, что кроме реальных, действенных мотивов есть еще «знаемые» мотивы (к примеру, школьник может заявить, что он учится для того, чтобы готовить себя к будущей профессии, хотя не может объяснить, к какой конкретно). У школьников, хорошо успевающих и проявляющих интерес к знаниям, «знаемые» мотивы совпадают с реальными. У слабоуспевающих школьников, наоборот, реальные и «знаемые» мотивы расходятся.
Какие психологические приемы, упражнения могут помочь ребенку в формировании внутренней учебной мотивации?
Это различные игры, упражнения на ценности и целеполагание. Ребенок должен сформулировать ответы на вопросы «твои любимые занятия? твои мечты и желания?»
Хорошо работает на внутреннюю мотивацию обучение ребенка умениям себя поддерживать, просить себя что-то сделать, адекватно относится к своим ошибкам, правильно устанавливать свои цели и организовывать шаги к этим целям.

Всем взрослым, участвующим в воспитании ребёнка, важно использовать стратегию позитивного оценивания, которая позволяет сформировать адекватную самооценку, умение анализировать, рефлексировать, умение контролировать свои действия и поступки.

Главным в оценке работы должен быть качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения в усвоении учебного материала.

Также, нельзя забывать о выяснении причин имеющихся недостатков, чтобы можно было бы работать с причиной, а не следствием.

Нужно развивать адекватное отношение ребенка к своим неудачам, активизируя внимание на путях выхода из сложившейся ситуации, используя стратегию позитивного оценивания, поддержки положительного в сложившейся ситуации («зато теперь ты знаешь, в каком направлении двигаться, над чем поработать, чтобы достичь успеха»).

Очень важно постоянно говорить детям, что конкретная отметка говорит о том, как ты справился с конкретным заданием, никак не соотносится с тем, какой ты, как личность или как ученик в целом. Необходимо всегда ориентировать детей на индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Поддержка взрослых: педагогов, родителей – это огромный ресурс формирования учебной мотивации ребенка.


Подготовила педагог-психолог: Людмила Юрьевна Ильиных