Родителям дошкольников о развивающей игре 15.02.2017

Выбор игрушки желательно делать с точки зрения полезности для ребенка в определенном возрасте. Сейчас модным стало слово «развивающий»: развивающие игры, развивающие игрушки, развивающая среда. Важное значение для развития ребенка имеют своевременно и правильно подобранные игрушки, однако еще большее значение имеют внимание и время, которые уделяют родители своему ребенку.

Родители часто интересуются, почему те игрушки, которые называют развивающие (матрешки, пирамидки, рамки вкладыши и т.п.), не всегда привлекают внимание ребенка. Многие дети не хотят играть с такими игрушками, хотя практически у всех развивающие игрушки есть дома. Взрослым жалко и денег, которые уже потрачены, и места в детской комнате. Некоторые взрослые, приобретая дидактическую игрушку, надеются, что ребенок, поиграв с ней, научится считать, читать, и сразу повзрослеет. Однако наличие игрушки дома еще не означает, что она принесет пользу ребенку. Здесь может помочь консультация психолога, который расскажет, как правильно заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, дать инструкцию ребенку в доступной форме. Например, мама жалуется: - «Мой ребенок (3 года) никак не умеет собирать картинку (животное) из четырех кубиков. Почему?» Неоднократные попытки мамы заинтересовать ребенка данной задачей не приводили к успеху. Попробуйте начать игру так: - «Ого! К нам сегодня в гости хотел прийти поросёнок, но по дороге с ним произошла нелепица, он рассыпался». Взрослый говорит это предложение ярко, интонационно выражено, и с соответствующей мимикой удивления, предвосхищения. Взрослый: - «Поможешь?» Ребенок отвечает: - «Я помогу!» И вопрос с мотивацией решен.

Следующий шаг - правильная инструкция. У многих детей в раннем возрасте возникают трудности с пониманием инструкции. Необходимо говорить короткие, простые и понятные ребенку предложения, используя нормальные слова взрослого человека. Учитывая, что мы хотим развить речь ребенка, мы говорим: «Свинья», а не «Хрюша, хрю – хрю», «Собака», а не «гав – гав». Собираем картинку, ориентируясь по цветовому признаку, и от простого к сложному. Собрали одну картинку, собираем следующие и каждый раз после примерно такой инструкции: - «А свинка позвала с собой котёнка, щенка, козлика» и т.д. Заканчиваем играть с кубиками тогда, когда почувствуем, что у ребенка наступает пресыщение.

«Как много кубиков у нас, а я положу их в мешочек и поколдую», - говорит взрослый. Вместе с ребенком включаем музыку, и говорим придуманное заклинание, под столом мешочек взрослый подменяет, и достает мешочек с игрушками животных. «Вот это мы наколдовали! Кто в мешочке? Определи на ощупь, называй и доставай!» Ребенок из мешочка достаёт игрушку и называет: овечку, собачку, крокодила и др.

«Животных у нас много, но где им жить? Давай построим домики. У нас есть коробочки, обклеим их бумагой, или приклеим картинку с животным, или пометим цветным скотчем» (ребенку предлагаем что-то одно). Здесь реализуется задача – включить продуктивные виды творчества (аппликация, рисование, лепка). Животные проголодались (включаем звуки животных). «Послушай голос животного, кто у тебя просит еду?» Ребенок слушает и отвечает: - «Мышка, кошка, овечка и т.п.» Кормим тех животных, кого угадали по голосу. Взрослый говорит: «Скучно нашим животным стоять, надо с ними поплясать!» Встаем и повторяем движения за мамой (в пляске можно использовать погремушки, бубны и т.п.). «Ну, вот наши животные устали и хотят отдыхать! Развези всех животных на грузовике по своим домикам». Ребенок развозит животных.

«Наша игра подошла к концу. А теперь можешь заняться чем – то ещё». Таким образом, зная примерную схему игры, любой взрослый станет лучшим организатором развивающей игры для своего ребенка дома. Такие игры желательно проводить каждый день с ребенком, а время на игру выделять – 15 – 20 минут (в раннем возрасте). Надо отметить, что многие развивающие игрушки развивают воображение, пространственное и образное мышление, память, внимание, творческие способности, приучают к самостоятельности, усидчивости, последовательным действиям, соотнесению с образцом, развивают и совершенствуют восприятие цвета, формы, размеров, физических свойств предметов, мелкую моторику и координацию движений ребенка. Предлагая ребенку игрушку или игру, взрослый должен четко понимать, с чем он хочет ребенка познакомить и чему научить, при этом учитывать потребности малыша и его возможности на данном этапе развития. Калиниченко Вероника Александровна, педагог – психолог, ГБОУ школа № 17, ДО № 1