Рекомендации логопеда 25.11.2019

Логопедия с математикой

Учитель-логопед Власова Л.В.

Логопедия с математикой друзья. Дидактические игры.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, обогащает ее и совершенствует. Развитие речи на математическом материале - очень интересное и полезное занятие для дошкольника.

На математическом материале просто и удобно автоматизировать (ввести в речь) поставленные звуки. Можно подобрать счетный материал на отрабатываемый звук; например, на звук Р посчитать игрушки/ картинки (одна ракета, две ракеты… пять ракет…), следить за правильным произношением при выполнении математических заданий/ игр.

Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике – уяснение точного смысла (значения) слов. Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность – значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно.

Дети должны правильно отражать свои представления в речи:

- величина, сравнение величины: “большой – маленький”, “шире – уже”, “выше – ниже”, “толще – тоньше”, “больше – меньше”, «самый низкий” …; отрабатывая величинные понятия, можно предложить детям не только сравнивать эти предметы, но и выразить это словами: стул-стульчик, нос-носик-носище.

- существительные, обозначающие предметы и геометрические фигуры: “круг”, “квадрат”, “треугольник”…;

- временные обозначения: “утро”, “день”, “вчера”, “сегодня”, “завтра”, «сначала», «потом», «раньше – позже», названия дней недели, месяцев…

- пространственные отношения: «слева-справа», «над-под», «за-перед», «далеко-близко»…

Процесс формирования элементарных математических представлений, способствует совершенствованию грамматического строя. В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, формируется умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, усваиваются степени сравнения прилагательных и наречий, формируется правильное умение употреблять грамматические конструкции с предлогами.

Занятия математикой способствуют совершенствованию связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки. Занятия благодатны для практического усвоения детьми структуры предложения, для обучения детей правильному конструированию фразы, в том числе и сложных предложений. Например, домик меньше дома, а дом больше домика.

Трех – четырехлетним детям доступно (и способствует дальнейшему развитию мышления и познавательных процессов) проговаривание хода выполнения задания или рассказ о выполненном. Пяти - шестилетним детям доступно рассуждение, поэтому их задания должны сопровождается словесной инструкцией: “Объясни, как выполнял задание/ Почему именно так? / Объясни, что я сделала».

Наиболее успешно связную речь на занятии по математике можно развивать при составлении задач. Важно не только уметь поставить вопрос, а затем решить задачу и назвать ответ, но и аргументировано доказать, как решалась задача. Для составления задач используется наглядность: предметные картинки и примеры (с записью цифр); например, 4+1=, а дети должны по этому примеру составить свою задачу с опорой на наглядную картинку.

Не исключены, разумеется, на занятиях по формированию элементарных математических представлений и речевые ошибки. Наиболее частые – отсутствие в активном словаре необходимых слов или неточное, ошибочное их использование, неправильное построение предложения, высказываний, рассуждений; однословность или, наоборот, многословие. Важно чёткое проговаривание падежных окончаний числительных и существительных! Задача взрослого – исправить речевые ошибки конкретными указаниями. Объясняя материал, взрослый использует тот же словарь, который должны освоить дети, его речь всегда должна служить образцом для подражания. Ориентация на образец – один из основных путей развития речи дошкольников на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Дидактические игры


Игра “Стук-стук” - на понимание и называние числительных, развитие количественных представлений. Используются музыкальные инструменты (барабан, бубен). Взрослый ритмично стучит по барабану (бьёт в бубен). Ребёнок слушает удары с закрытыми глазами. Затем столько же раз должен подпрыгнуть, похлопать в ладоши или постучать по барабану и назвать, сколько раз прыгнул, прохлопал, простучал.

Игра “Волшебный мешочек” - на закрепление в речи количественных числительных. Дети достают картинки, на которых нарисованы разные предметы и озвучивают, сколько нарисовано их. Например, три мяча, пять матрёшек, две куклы, одно ведро.

Игра “Рыболовы” - на закрепление навыка счёта, правильно согласовывать числительное с существительными. Используется удочка с магнитом и коробка с рыбками. Дети вылавливают рыбок и считают: “Я поймал одну рыбку” “ Я ещё поймал одну рыбку. У меня стало две рыбки” и т.д.

Игры можно проводить в зависимости от лексических тем. Например, тема: “Человек” или “Транспорт”, “Овощи, фрукты”. Можно организовывать игры на закрепление разных задач.

“Сколько у одного человека и у трёх человек разных частей тела?”

(У одного человека одна голова, две ноги, две рук, одна спина, один живот и т.д.)

(У трёх человек 3 головы, три спины, три живота, шесть рук, шесть ног и т.д.)

“Сколько у машин колёс, шин, кабин, фар, рулей? “Сколько яблок, вишен, грибов?”

Работая по теме: “Дикие животные” можно предложить игру “Сосчитай серых волков, рыжих лис и т.д.” - закрепляется согласование числительного с прилагательным и существительным.

Например, один серый волк, два серых волка, три, четыре серых волка, пять серых волков.

Кроссворды “Поменяй буквы в словах так, как подсказывают цифры” - на закрепление звукового синтеза слов и последовательности чисел. Например,

Получается слово “КУСТ”.

Игры на формирование пространственных понятий.

Где живут буквы в домике?”/ “Где живут картинки?”

Например: Буква «А» живёт в правом верхнем углу/ буква «Б» живёт на втором этаже посередине и т.д.

Можно предложить цветные домики с разным расположением букв или предметных картинок.

Игра “Путешествие мухи или бабочки” - предлагается квадрат, разлинованный на клетки. Дети выполняют устные инструкции, и муха передвигается по клеточкам в разных направлениях. Например, вверх на две клетки, вправо на три клетки, вниз на ...т. д. В этой игре решаются задачи зрительно-моторной координации. И в конце “муха” должна будет добраться до конечной цели.

Игры “Скажи наоборот” - на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и количеству. Игра с картинками или с мячом.

Высокий-низкий

Большой-маленький

Тонкий-толстый

Широкий-узкий

Длинный-короткий

Много-мало

Игры на закрепление временных понятий (времена года, части суток, дни недели). Игра “Скажи наоборот” зима-лето, день-ночь, светло-темно, понедельник (начало недели) - воскресенье (конец недели).

Закрепляя временные понятия можно закреплять порядковый счёт. Игра “Назови на каком месте стоит понедельник, четверг и т.д.”

“Назови все дни недели”, “Какой день недели стоит перед вторником, какой день недели следует за пятницей”.

Игровое задание “Расшифруй заколдованное слово” - на закрепление знаний о геометрических фигурах, развития внимания, звукового синтеза слов. Предлагается образец с геометрическими фигурами, в которых нарисованы буквы. Детям предлагается карточка с геометрическими фигурами, в которые они должны вписать нужные буквы и назвать слово или прочитать цепочку букв.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2017/11/06/didakticheskie-igry-dlya-razvitiya-elementarnyh-matematicheskih

https://www.liveinternet.ru/users/moim_vnukam_poleznoe/post439516032/

http://ess-sad8.ru/stati/slovesnye-igry-po-matematike-s-detmi-4-5-let.html