К вопросу об изучении проблемы взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада (Аксенова Светлана Константиновна, Воспитатель) 18.10.2019

В данной статье раскрываются проблемы взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада,

В настоящее время остается актуальным изучение особенностей взаимодействия педагога с родителями детей раннего дошкольного возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации. Взаимодействие, как философская категория, определяется в Большой советской энциклопедии следующим образом: «взаимодействие отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого» [7, С. 56].

Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, взаимодействие трактуется «как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка» [С. 11].

По мнению А.С. Галанова, взаимодействие родителей и воспитателей дошкольной образовательной организации осуществляется за счёт:

· расширения степени участия родителей в жизни дошкольной образовательной организации;

· присутствия родителей на занятиях их детей в группе;

· создание условий для творческого развития ребёнка во взаимодействии с родителями и воспитателем;

· программы совместной работы воспитатели и родителей; · просветительской и информационно-ознакомительной работы воспитателей с родителями [С. 14].

В нашей стране очень много делается для того, чтобы прийти на помощь воспитателю и родителям в воспитании детей. На первом году жизни ребёнок находится под наблюдением детской поликлиники. Здесь мать получает необходимые советы по уходу за ребёнком и его воспитанию. На втором и третьем году, когда большая часть детей поступает в Дошкольную Образовательную Организацию (далее ДОО), первым советником, наставником в вопросах воспитания ребёнка дошкольного возраста является воспитатель дошкольной образовательной организации. Он изучает индивидуальные особенности развития каждого ребёнка, условия его жизни в семье и с учётом этого даёт оптимальные рекомендации по его воспитанию.

За воспитание детей несут ответственность родители, а дошкольная образовательная организация, как социальный институт, преследуют цель помочь и поддержать родителей в воспитательной деятельности. Одной из главных целей дошкольной образовательной организации является установление доверительных отношений между родителями, воспитателями и детьми. Взаимодействие в воспитательном процессе воспитателей и родителей детей раннего дошкольного возраста влияет на адаптационный период ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации.

Для более быстрой и успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации, родителям необходимо ознакомиться с режимом дня в ней, и придерживаться его дома в выходные и праздничные дни.

В рамках требований к психолого-педагогическим условиям реализации ООП в соответствии ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного Образования) выделены полномочия воспитателя, требуемые для образования социальной обстановки становления воспитанников, такие как – способность реализовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования ребёнка, непосредственно вовлекать их в процессе обнаружения образовательных инициатив семьи.

Нами было обоснована необходимость взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи предусматривают совместные определения целей деятельности, планирование дальнейшей работы, распределение сил и средств в соответствии с потенциальными возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых задач, результатов и целей. Роль дошкольной образовательной организации в развитии ребёнка огромна, так как именно оно выполняет важную функцию – целенаправленное руководство развитием ребёнка, подготовкой его к дальнейшей жизни, а в широком смысле включает в себя весь процесс формирования личности.

В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации для родителей по проблеме адаптации по трём указанным выше направлениям:

· привыкание и соблюдение режима дня в детском саду;

· самостоятельное обслуживание;

· коммуникативные навыки в процессе игровой деятельности. Мы опирались на такие работы, как: Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей; Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. Теряева С.В. Организация коммуникативного пространства на основе доверительных отношений в системе «педагоги – дети – родители».

Рекомендации разработаны с учётом уровня адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОО.

Методические рекомендации для родителей:

· приучайте ребёнка к посещению дошкольной образовательной организации постепенно;

· приводите ребёнка лучше не к завтраку, а к прогулке.

· никогда не пугайте ребёнка дошкольной образовательной организацией или педагогом-воспитателем, создавайте у ребёнка положительный образ дошкольной образовательной организации, делайте положительный акцент на том, что ребёнку там будет интересно.

· контактируйте с педагогами, узнавайте о состоянии здоровья и самочувствии своего ребёнка, о том, как он ведёт себя среди детей.

· готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми, приучайте к играм со сверстниками, например, на детской площадке.

· обучайте ребёнка до посещения дошкольной образовательной организации первым навыкам самообслуживания.

· давайте ребёнку с собой в дошкольную образовательную организацию его любимую игрушку, которая будет вызывать у него тёплые ассоциации с домом.

Эти рекомендации помогут родителям в расширении возможностей понимания своего ребёнка, навыков снятия психоэмоционального напряжения, тревожности. Период адаптации - тяжёлое время для ребёнка. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации проходят также родители и все члены семьи, поэтому членам семьи важно понимать эмоциональное состояние ребёнка, осознавать как помочь ему в сложной ситуации. При оценке соответствия уровня развития ребёнка возрастной норме и формулировании целей, необходимо учитывать особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая советская энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1969 –1978. Третье издание. Том 05. Вешин-Газли. [7, С. 56].

2. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2002. С. 14

3. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. – Мн. Зорны верасень, 2006.

4. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. – СПб. Питер, 2009.

5. Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.

6. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азъ», 1992.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь 1990.

9. Теряева С.В. Организация коммуникативного пространства на основе доверительных отношений в системе «педагоги – дети – родители»: Монография. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.

10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия». 1999.

11. Филлипова Г.Г. Психология материнства: Ранний онтогенез. – М.: Изд-во института психотерапии, 2002.

12. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.Н. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.