Как психологически подготовиться к экзаменам? Рекомендации для старшеклассников 11.01.2016

Любой экзамен, выпускной или даже пробный, любая контрольная или самостоятельная работа – вводят в состояние стресса задолго до своего начала.

В течение самого экзамена волнение может просто зашкаливать, что может отрицательно сказаться на результатах, да и здоровья точно не прибавит. Однако придерживаясь системы несложных приемов, можно минимизировать стрессовое влияние экзамена или контрольной работы и повысить уровень результата.

Перед экзаменом или контрольной работой необходимо быть уверенным в своих силах, а это бывает довольно трудно, если подготовка к нему была недостаточной. Поэтому нужно готовиться хотя бы по чуть-чуть каждый или практически каждый день, тогда можно не только успеть в срок и лучше усвоить информацию, но обрести большую уверенность в себе. Важно и организовать свое рабочее пространство, необходимо, чтобы ничего не мешало и все нужные материалы были под рукой, так можно снизить отвлекаемость. Делая перерыв, важно помнить, что он не должен быть слишком долгим – 10-15 минут вполне достаточно, чтобы отдохнуть после 40-45 минут занятий. При этом важно помнить, что готовиться слишком много тоже нельзя. Нельзя и часто думать о возможности неуспеха. Нужно наоборот, настроиться на хороший результат и стремиться к нему, готовясь к экзамену.

При подготовке важно опираться на те способы, которые более удобны. Кому-то может быть удобнее несколько раз прочитать целый текст, а кому-то прочитать только один-два раза, но сделать конспект, а затем возвращаться лишь к нему. Кто-то лучше воспринимает информацию в виде схем и рисунков, а кто-то - в виде тезисов. Кто-то готовить ответы на вопросы или темы, а кто-то изучает предмет в целом, не дробя его на темы или вопросы. Готовясь к экзамену важно для себя понять, что же более удобно, можно попробовать выработать собственную систему подготовки. Не обязательно ее применять в течение всей подготовки, можно только несколько раз. Однако важно помнить: наукой доказано, что информация, которая зафиксирована человеком в письменном виде, намного лучше запоминается. Поэтому при подготовке стоит не только читать, но и записывать материал в удобной форме. Готовить шпаргалки очень полезно. Так можно максимально систематизировать информацию, записать самое важное и основное, что потом легко будет повторить утром или по дороге на экзамен. Главное, не пользоваться шпаргалками на самом экзамене. При подготовке к устному экзамену для прочного запоминания материала лучше полностью несколько раз громко проговоритьответы вслух. Не стоит пренебрегать отдыхом накануне экзамена, лучше чуть меньше уделить внимания чтению материала к экзамену, зато немного погулять на свежем воздухе, отдохнуть и выспаться. Можно даже устроить себе день отдыха перед экзаменом. В таком случае организм будет намного работоспособнее на следующий день. Получив вопросы для экзамена, сначала примерно распределите свое время с учетом того, сколько его потребуется на каждую часть экзамена. Если известна структура проверочной работы, то можно это сделать это заранее. Нужно отвести больше времени на сложные части и оставить минут 10-15 на проверку. Бывает и так, что при ответе на вопрос не получается связно или развернуто ответить, мысли как будто перемешиваются из-за влияния стресса. В этом случае можно попытаться ответить все, что помнишь, пусть даже ответ и не получится стройным. В случае письменного ответа начинать лучше на черновике. Посмотрев на получившийся ответ, можно переписать его в более последовательной форме, тем более что наверняка вспомнится что-то еще. Конечно, говорить по принципу «все, что помнишь» не очень удобно в случае устного ответа, но это гораздо лучше, чем не ответить ничего. Кроме того, экзаменатор наверняка оценит твои старания. Для снижения тревоги во время ответа хорошо работает и принцип «начинай с того, что знаешь». Действительно, лучше пропустить те задачи или вопросы, которые пока не можешь решить и вернуться к ним позже, когда будут решены те, которые знаешь. Так будет не только сэкономлено время, но и снизится тревога, так как часть работы уже будет завершена. Есть несколько упражнений, которые помогут окончательно проснуться и активизировать работу мозга даже в течение экзамена.

  1. Интенсивно разотрите ладони
  2. Смыкайте большой палец руки поочерёдно со всеми остальными пальцами, двигаясь вперёд, затем – назад. Выполняйте сначала на одной, затем на другой руке, затем на обеих руках одновременно, после чего движения повторите в обратном порядке
  3. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.
  4. Расслабьтесь, насколько можете.

При полном расслаблении сожмите кулак руки, при этом контролируете степень сжатия, почувствуйте напряжение мышц кисти, предплечья – разожмите кулак и почувствуете расслабление. Сравните свои ощущения. Еще раз сожмите кулак, как можно сильнее – держите. Разожмите кулак, попытайтесь достичь глубокого расслабления. Сравните ваши ощущения. Выполняйте сначала на одной, затем на другой руке, затем на обеих руках одновременно Иногда для того, чтобы успокоиться прямо на экзамене достаточно всего нескольких минут. Если эмоции слишком сильны, стоит немного отложить ответы на вопросы, выпить немного негазированной воды, закрыть глаза, медленно сосчитать, например, до двадцати, постараться привести дыхание в соответствие со счетом. Конечно же, как бы это грустно не было, иногда результат экзамена или контрольной работы оказывается ниже желаемого. Однако это не повод отчаиваться! Важно понимать, что это не конец света, необходимо проанализировать свои ошибки, в том числе и в подготовке, подумать, что помешало ответить лучше (недостаток знаний, волнение или что-нибудь еще), как этого можно не допустить в следующий раз. Если учесть прошлые ошибки, то следующий экзамен пройдет гораздо лучше.

Удачи!

Педагоги-психологи Дмитриева С.В., Пермякова И.Д.