Как управлять временем? Советы для старшеклассников 11.01.2016

Иногда кажется, что 24 часов в сутках ни на что не хватает! Учеба, домашние задания, подготовка к экзаменам, курсы, уборка, а ведь еще и погулять с друзьями нужно.

Порой даже от самого дисциплинированного и организованного человека мы слышим, что у него нет времени… на хобби или встречи с друзьями. Действительно, в привычный перечень дел входят не только задачи, связанные с учебой или домашними обязанностями, но и развлечения и отдых. Кажется, что все время занят, но при этом ничего не успеваешь или не хватает времени на что-то очень приятное и радостное! Можно подумать, что в период окончания школы необходимо сконцентрироваться на учебе. Конечно, это так, однако, важно помнить, что без полноценного и полезного отдыха учеба и подготовка к экзаменам не будет эффективной. Кроме того, навыки грамотного планирования и распределения времени и сил очень понадобятся во взрослой жизни. Поэтому необходимо начать осваивать эти навыки уже сейчас. Итак, как же люди справляются с большим объемом задач?

Тайм-менеджмент – этим модным термином можно обозначить ответ. В буквальном смысле, тайм-менеджмент означает управление временем, его организацию, с целью повышения эффективности его использования. Различным техникам организации своего времени посвящено немало книг, сайтов и специальных тренингов, чтобы прочитать их все и опробовать каждый способ, нужно потратить непозволительно много времени. Однако можно ограничиться базовыми советами, выполняя которые, можно значительно улучшить навыки организации своего времени:

1. Проследить, на что конкретно тратится время. Не стоит открывать «окно» с социальной сетью или включать очередную серию в качестве «фона», так как велика вероятность, что «случайно» окажешься поглощенным просмотром вместо выполнения домашнего задания или подготовки к экзаменам. Наверняка у каждого из нас время неэкономно расходуется не только на интернет и просмотр фильмов. Нужно проследить, что именно, почему отнимает массу времени, не принося ощутимых результатов, и постараться сократить такое времяпрепровождение.

2. Расставить приоритеты. Зачастую мы сначала делаем то, что нам больше нравится, а неприятные дела откладываем. В результате они накапливаются, и мы не успеваем их закончить в срок. Есть множество способов, помогающих расставлять приоритеты в делах, однако основное правило: то, что нужно закончить быстрее, выполняется в первую очередь. Необходимо понять, что сейчас важнее, следовательно, большую часть времени уделять именно этому. Расставлять приоритеты необходимо и в увлечениях. Если их настолько много, что ни одному не удается уделить должного внимания, то стоит определить наиболее важные увлечения, а от остальных отказаться.

3. Поставить ограничения. Зачастую наше время безжалостно «съедается» просмотром телевизора, сериалов, интернетом. Кажется, что сел посмотреть одну серию (поиграть 10 минут), как вдруг оказывается, что посмотрел все три (поиграл 2 часа)! Естественно, свободного времени остается очень мало, и ничего не успеваешь. Но всех сезонов не пересмотришь, а всю ленту «Вконтакте» не перечитаешь… И личные сообщения достаточно проверять 1-2 раза в сутки! Отключите уведомления приложений, в таком случае будет гораздо меньше соблазнов немедленно зайти в приложение, ведь наверняка захочется не только ответить на сообщение, но и посмотреть обновление ленты новостей. Установите определенный лимит времени, который вы можете потратить на просмотр сайтов, фильмов, сериалов, «сидение» в соцсетях и игры и постепенно сокращайте его. Конечно, очень трудно себя ограничивать, особенно в приятном, но так только поначалу. И удовольствие, получаемое от мысли, что все успел и даже осталось время на развлечения, того стоит!

4. Спланировать дела. Очень часто мы просто забываем о том, что именно и когда нам нужно сделать. В первую очередь вам понадобится ежедневник, записная книжка или простой блокнот, в котором вы сможете записывать те дела, которые вам необходимо сделать. Можно составлять список дел как на следующий день, так и на неделю, даже месяц вперед. Все зависит от ваших предпочтений. Когда видишь список дел, то становится легче понять, сколько времени на них нужно. Главное не только составить план, но и придерживаться его.

5. Подумать, как можно сгруппировать дела. Многие, «рутинные» дела можно выполнять вместе, например, можно читать или слушать аудио-уроки иностранного языка в дороге, делать зарядку во время просмотра фильма, мыть посуду под музыку, наконец! Напоследок еще несколько советов и правил. Правило «пяти минут». Если какое-то дело можно сделать за пять (а то и меньше) минут, то делайте его незамедлительно. Правило «двадцати минут». Каждый день в течение 20 минут занимайтесь тем, на что не хватало времени, или тем, что вас давно интересовало (еще один иностранный язык, игра на гитаре, чтение интересной литературы, другое хобби). Кажется, что 20 минут – это совсем мало, но каждодневные тренировки уже совсем скоро дадут видимый результат. Каждое утро начинайте с выполнения одного небольшого и несложного дела – это не только сделает список дел меньше, но и зарядит энергией на весь день. Большие дела нужно выполнять по частям и по графику (каждый день или через день в течение определенного количества времени и т.д.). Научиться управлять временем несложно, главное начать!

Педагог-психолог Пермякова И.Д.