Как появляется самостоятельность? 05.11.2015

Рекомендации родителям младших школьников

Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка самостоятельным и готовым нести ответственность за свои поступки. Парадоксально, но ребенку очень сложно стать самостоятельным без поддержки взрослого. Ребенок сможет сам осуществлять выбор и отвечать за свои поступки только после неоднократных обращений за помощью к взрослому. Однако в ситуации постоянной помощи взрослого таится серьезная опасность, что ребенок в будущем не сможет что-либо делать без посторонней помощи. Как же поступить взрослому?

Для начала посмотрите, что ваш ребенок делает самостоятельно, а в чем ему требуется помощь. Вы можете даже составить списки таких дел. Подумайте, может ли ребенок сам в определенное время выполнить домашнее задание, собрать портфель, приготовить комплект одежды, определиться, чем сейчас он будет заниматься? Помнит ли он о школьных проектах, своих обещаниях? Нужна ли ему помощь при выполнении домашних заданий или он обращается за ней только в крайнем случае? То, что по силам ребенку, пусть так и останется за ним. В тех делах, с которыми сын или дочь пока не может справиться, помогайте. Подумайте, почему ребенок испытывает затруднения: может быть, он не умеет, а может быть, он сомневается в своих силах. В последнем случае, поддерживайте его, укрепляйте веру в собственные силы.

Важно постепенно уменьшать свою включенность в выполнение чего-либо ребенком. По мере того, как ребенок будет осваивать новые умения, предоставляйте ему больше свободы. Итак, освоение ребенком любого навыка должно проходить по схеме:

  1. Взрослый показывает, как надо делать.
  2. Взрослый несколько раз выполняет это дело вместе с ребенком.
  3. Взрослый просто наблюдает, как ребенок справляется, помогает ему, если нужно.
  4. Ребенок начинает справляться самостоятельно.

Если умение еще не до конца усвоено, можно попросить ребенка проговорить, как он будет действовать. Можно составлять короткие схемы-напоминания последовательности выполнения того или иного дела. Полезно вместе составлять расписание дня ребенка.

Необходимо, чтобы ребенок не просто осваивал новые умения, но и понимал, что взрослеет. Говорите ребенку о том, что у него появляется все больше возможностей. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что у него не только больше свободы, но и больше ответственности. Для этого важно, чтобы ребенок сталкивался с последствиями своих решений. При отрицательных последствиях, не ругайте, а поддержите. Скажите ребенку, что если он учтет этот опыт, в следующий раз все будет хорошо. Поддерживайте проявление инициативы ребенком. Хвалите за то, что у него получается хорошо. Подчеркивайте его умения, говорите о том, что верите в его силы. Говорите, что тому, что пока ему не удается, он скоро научится.

Самостоятельность ребенка можно и нужно развивать в разных жизненных сферах. Расширяйте список его бытовых обязанностей. Это может быть поход в магазин за небольшим списком покупок, уход за младшим братом или сестрой, конкретная помощь в уборке квартиры, уход за цветами и т.д. Если вы даете ребенку карманные деньги, то это должна быть обозначенная сумма, выдаваемая в определенное время, даже если он потратит ее раньше. Вспомните, определяет ли ваш ребенок сам размер своей порции еды? Позвольте ему самому выбрать комфортное ему количество гарнира или основного блюда. Также вы можете поручить ребенку самостоятельное приготовление одного блюда для праздничного (и не только) стола. При наличии возможности, предоставьте ребенку самому решать, какой наряд он наденет. Вы можете предложить ему на выбор два комплекта или предмета одежды, но окончательный выбор оставить за ним. Спрашивайте, куда хотел бы сходить сам ребенок, какое мероприятие посетить. Предоставляя выбор, обсуждайте достоинства и недостатки каждого варианта. Если ребенок сам спрашивает у вас совет, сначала спросите о его мнении, а затем выскажете свое. Кроме того, вы можете вместе обсудить ситуацию и найти решение. Вовлекайте ребенка в обсуждение семейных планов, спрашивайте его мнение.

Желаем удачи!

Педагоги-психологи Дмитриева С.В., Пермякова И.Д.