Как повысить интерес школьника к учебе: рекомендации для взрослых 05.11.2015

И родители младших школьников, и родители подростков часто задают вопрос, как мотивировать школьника учиться. Однако сложности в обучении не всегда связаны с отсутствием мотивации или особенностями характера школьника. Ребенок может испытывать сложности с концентрацией внимания, или же пробелы в знаниях могут не позволять осваивать новый материал. Затруднить обучение могут и отношения с одноклассниками, тревога и страхи. Эти факторы могут в свою очередь влиять на мотивацию. В подобных случаях необходимо работать с конкретной причиной.

Взрослым часто может казаться, что если ребенок не является отличником, то у него отсутствует интерес к учебе или к отдельным предметам. Или наоборот, если в дневнике стоят только высокие отметки, то можно сделать вывод, что учеба нравится. Однако это не всегда так. Отметки не всегда являются показателем заинтересованности школьника в обучении. Ведь именно от нее зависит успешность в учебе. Как же пробудить или укрепить интерес к знаниям? Посмотрите на то, что по-настоящему нравится вашему ребенку. Попросите его рассказать вам об этом, постарайтесь понять причины, почему это увлечение появилось у ребенка, что он получает от этого увлечения. Подумайте, может ли он получать подобный результат в учебе.

Очень важно, чтобы обучение приносило положительные эмоции. Поэтому если ученик просиживает за уроками без удовольствия, то в лучшем случае он механически запомнит материал, но интереса к учебе не прибавится. Может даже получиться противоположный эффект – конкретный предмет или учеба в целом будет стойко ассоциироваться у ребенка с чем-то неприятным. Предположим, школьнику не нравится какой-либо учебный предмет. Попробуйте найти то, что могло бы заинтересовать его в этом предмете, что позволит по-новому взглянуть на изучаемый материал. Это может быть поход в музей, на выставку, экскурсию, лекцию известного ученого, просмотр фильма, рассказ из собственной жизни и т.п.

Конечно, одним из самых действенных способов остается личный пример. Если в семье принято учиться новому, читать, получать новые знания, то и для младшего поколения это будет естественно. Однако подавать положительный пример можно даже в мелочах. Подчеркивайте, насколько важен грамотный текст даже в смс-сообщениях, как приятно читать именно такой текст. Или же решитесь написать «Тотальный диктант», начните готовиться к нему вместе со своим ребенком. Вполне возможно, что сын или дочь помогут вам вспомнить правила русского языка. В интернете размещено множество образовательных ресурсов, дистанционных бесплатных курсов различной сложности (от легких, обладающих минимальными требованиями к слушателям, до сложных, предполагающих большое количество домашних заданий) по разнообразным направлениям. При возможности, выберите для себя подходящую программу и обязательно делитесь впечатлениями от освоения материала. Читайте книги, обсуждайте прочитанное с ребенком. Обсуждайте литературу, которую ребенок проходит по школьной программе. Спрашивайте, какой момент вызвал наибольшие эмоции, кто из героев произведения ближе, чье поведение непонятно, что общего у персонажей и реальных знакомых юного читателя.

Если ребенок задает вопрос, не спешите с ответом, постарайтесь вместе к нему прийти, порассуждайте или поищите информацию. То же касается и выполнения домашних заданий. Порой кажется, что проще показать, как выполнить задание, но гораздо лучше вместо этого подсказать решение. Необходимо, чтобы доля самостоятельности в освоении учебного материала ребенка была максимальной. Так вы поможете ребенку стать более ответственным, не бояться преодолевать сложности и прибавите ему уверенности в своих силах. Очень важно, чтобы полученные знания школьник мог применить на практике. Помогите ему с этим, покажите, в каких бытовых ситуациях он может показать свои знания. Интерес к учебе связан с любознательностью человека. Старайтесь как можно чаще открывать новое для ребенка: гуляйте по паркам, посещайте галереи, музеи, театры, наблюдайте за изменениями в природе и в городе. Обогащайте досуг своего ребенка. Обязательно поощряйте его начинания и интересы. Предлагайте варианты, в которых он смог бы попробовать себя. Пусть ребенок пробует мастерить, шить, готовить, рисовать, писать тексты, фотографировать, конструировать, осваивает программирование или вид спорта, участвует в различных конкурсах, в том числе дистанционно. Это поможет ему развить творческое мышление, раскрыть свой потенциал и новые стороны, найти занятие по душе, определиться со своими интересами, повысить самооценку, а может быть даже найти свое призвание. С помощью увлечений «гуманитарий» сможет заинтересоваться точными науками, и наоборот. Конечно, времяпрепровождение дома, наполненное викторинами или любыми совместными интеллектуальными играми, способствует не только развитию интереса к познаниям у младшего поколения, но и еще большему сплочению семьи.

Педагог-психолог ОШ №2 Пермякова Ирина Дмитриевна

Литература

  1. Битянова М.Р. Волшебные кнопки – Школьный психолог №12 – 2004.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Как учиться с интересом – М.: АСТ, 2014. – 121 с.