«Значение рисования для детей дошкольного возраста» (Иванова Л.И.) 19.02.2018

Значение изобразительной деятельности для ребенка трудно переоценить. Детское изобразительное творчество взаимодействует со всеми сферами деятельности дошкольника: умственное развитие, нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание.

Рисование – первое, самое простое и увлекательное творчество, которое ребенок осваивает ещё в самом раннем возрасте. Им он охотно занимается хоть каждый день, совершенствуя постепенно своё мастерство.

Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Все это невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения, чтения художественной литературы. Первое, что рисуют дети – это сказки.

Но в младшем возрасте, чтобы пробудить в детях интерес, необходимо обязательно делать домашние заготовки.

Роль взрослого в развитии ребенка - научить держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных, энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия - один из основных компонентов рисунка. Например, при изображении деревьев и природы.

При рисовании кистью ребенок учится вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Правильное развитие мелкой моторики позволяет ребенку осваивать приемы закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую – с просветами).

Ребенок к 4 - 5 годам приобретает умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры. Здесь важная роль взрослого состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания ребенком различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки.

Учить его смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов. Использовать разные способы рисования при создании изображения в перспективе и разные материалы (простой карандаш и краски - гуашь, акварель; цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).

Отдельное место в дошкольном возрасте занимает декоративное рисование, появляется первый опыт в изображении натюрморта.

Рисование как вид изобразительной деятельности должно быть использовано для воспитания у ребенка доброты, справедливости, гордости за свое Отечество, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.