Родителям об отношении к школьным оценкам 26.12.2015

Не секрет, что если учеба нравится и вызывает интерес, а школа пробуждает положительные эмоции, то школьные предметы успешно осваиваются ребенком, а не просто механически заучиваются. Одним из факторов, который может существенно снизить учебную мотивацию, является страх получить плохую отметку или просто в целом негативное отношение к оценкам. Получить более низкую, чем ожидаешь, оценку за контрольную работу или домашнее задание всегда неприятно. Особенно тяжело второклассникам, ведь раньше им не ставили отметок. После трудного процесса адаптации к школе ребятам приходится снова перестраиваться, привыкать к новым условиям – условиям, когда их домашние задания и ответы на уроке отмечаются оценкой в дневнике. Из-за этого сформировавшееся мнение о школе может существенно измениться. Негативные переживания, связанные с оценками, могут не только значительно снизить интерес к учебе и изменить отношение к школе, но и увеличить вероятность получения низких оценок, в буквальном смысле «заблокировав» знания. В этот период детям особенно важна поддержка и помощь родителей, близких людей. Именно сейчас начинает складываться отношение к оценкам, которое во многом будет определять успехи ребенка в течение всей школьной жизни.

Какие же «подводные камни» могут встретиться детям и родителям на этом этапе? Часто дети отождествляют отметку за учебное задание и оценку себя как человека. Ребенок может решить, что «я плохой, потому что у меня «двойка» за контрольную». Если ситуация получения низкой оценки будет повторяться, у школьника может сформироваться низкая самооценка, которая помешает ему успешно учиться. Постарайтесь заранее объяснить ему, что полученная оценка не говорит о том, «хороший» или «плохой» он сам, а показывает, правильно ли он выполнил то или иное задание. Это касается не только низких, но и высоких отметок. Скажите ребенку о том, что отметка является только показателем, насколько хорошо он понял конкретный материал. Она помогает и ребенку, и родителям сориентироваться на «карте знаний», показывает, можно ли двигаться дальше, или нужно «снизить скорость», а то и вовсе остановиться, чтобы разобраться в ошибках и потренироваться выполнять задания по теме. К сожалению, нередко мы, взрослые, сами формируем у ребенка искаженное отношение к оценке, автоматически опираясь на стереотипы из своего детства. Зачастую первый вопрос, который задают родители при встрече ребенка из школы – «Ну, что ты получил сегодня?» Тем самым мы фиксируем внимание школьника на внешней стороне учебной деятельности, подчеркиваем ценность отметки, а не знаний. В результате ребенок (а иногда и сами родители) забывает о том, что является настоящей целью обучения в школе, и привыкает прилагать усилия в учебе только ради получения оценки. Учебная мотивация при этом теряется, остается только внешняя опора в виде оценки, которую все сложней поддерживать по мере взросления ученика и усложнения школьной программы.

Для поддержки и развития учебной мотивации лучше после учебного дня спрашивать о том, что нового, удивительного и интересного ребенок узнал в школе, что научился делать. Поддержите его своим интересом, если вы видите, что школьник увлеченно рассказывает о новых знаниях. Попросите его что-нибудь объяснить, покажите, что теперь он сам может делиться с вами новыми знаниями. Это поможет развить стремление к получению именно знаний, а не только высоких отметок. Если ребенок получил низкую оценку или ту оценку, которая его не устраивает, обсудите с ним, почему это произошло, что он сам сделал для этого, и как может исправить. В случае затруднений, помогите найти решение. Старайтесь не поддерживать идеи о том, что «плохая» отметка получена из-за посторонних факторов (например, шума в классе или за окном). Это позволит помочь школьнику осознать, что его успехи зависят от него самого. Если же вы сомневаетесь в причинах, поговорите с учителем об этой ситуации. В любом случае, ругать за низкие оценки не рекомендуется, ведь иначе школьник может начать опасаться реакции взрослых. Важно учитывать и особенности конкретного ребенка, т.к. для некоторых детей слово или замечание, которое покажется нейтральным родителю, будет восприниматься очень болезненно.

Еще один «подводный камень», который может осложнить процесс адаптации к оценочному обучению – «зацикливание» семьи на оценках. Бывает, что родители придают чрезмерное значение отметкам, и начинают оценивать своего ребенка только через призму его школьных успехов. Ребенок, понимая, что для родителей его оценки очень важны, может слишком нервничать, стараясь соответствовать требованиям семьи. При этом повышенная тревожность может мешать ему усваивать учебный материал. А ведь кроме учебы в школе, ребенок осваивает и различные бытовые навыки, учится помогать по дому, участвовать в семейных делах, занимается в различных кружках и секциях. Не забывайте отмечать его успехи во всех делах, не только в школьных, это поможет ему чувствовать себя значимым и успешным. Очень часто хочется помочь ребенку исправить отметку, освободив время, отложив прогулку или поездку, или даже запретив смотреть телевизор или играть в компьютерную игру. Будет гораздо лучше, если вы спросите самого ребенка, как и за счет чего можно освободить время для дополнительных занятий. Возможно, школьник сам найдет замечательный вариант! И конечно же, не лишайте его общения с собой, не откладывайте совместный отдых, если он был запланирован. Если вы замечаете, что ваш сын или дочь очень боится получить низкую оценку, попробуйте сначала сами подумать, откуда мог появиться этот страх. Затем можно вместе с ребенком разобраться, в чем его причина. Не стоит лишний раз напоминать ребенку о том, что он боится, лучше акцентировать внимание на его успехах, отметить его смелость в конкретных ситуациях (например, при ответе на уроке или выполнении задания). Например, сказать: «Ты гораздо аккуратнее и лучше выполнил домашнее задание, молодец!» Ребенку будет очень приятно, если его успехи, пусть даже и небольшие, будут вами замечены и оценены. Важно учитывать, как сам ребенок относится к получению «двойки» или «тройки». Переживает, расстраивается, или ему все равно. Иногда систематическое получение ребенком низких оценок свидетельствует не столько о том, что школьнику трудно разобраться в учебной программе, сколько о его нереализованных потребностях. Например, таким образом ребенок может добиваться вашего внимания, или же он мог разочароваться в себе и своих силах. Если вам кажется, что ситуация зашла слишком далеко, и вам трудно в ней разобраться, стоит поговорить с учителем и обратиться за помощью к школьному психологу.

Необходимо также помочь ребенку сформировать положительное отношение к «четверке», ведь это тоже хорошая оценка. Нужно, чтобы школьник не забывал, что получение низкой отметки – не катастрофа, а неприятное событие, которого не стоит бояться, а нужно и можно предупредить. Кроме того, получать время от времени более низкие оценки тоже, в принципе, нормально, ведь каждый может совершить ошибку, главное, чтобы из каждой ошибки извлекался опыт. Будет очень здорово, если вы время от времени будете делиться своим школьным опытом. Ведь, наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни получал «двойку» или «тройку». Однако важно не только рассказать о самом факте, но и сделать акцент на том, как удалось исправить ситуацию, что вы сделали для этого, как удавалось избегать таких ситуаций в дальнейшем. Постарайтесь рассказывать сыну или дочери преимущественно положительные моменты из вашей школьной жизни. Поддерживайте его интерес к обучению, при необходимости, помогайте вовремя справиться с трудными и непонятными моментами. Ведь, когда учеба нравится, когда предмет понятен, и хочется узнать больше, низкие оценки не появятся.

Педагоги-психологи Дмитриева С.В., Пермякова И.Д.