Родителям будущих первоклассников о готовности к школе 16.12.2015

Психологическая готовность к школе - комплекс характеристик, отражающих уровень его психофизиологического, эмоционального, биологического развития, состояния здоровья и обеспечивающий успешную социальную деятельность (учебу) при сохранении и укреплении нервно-психического и соматического здоровья.

Проблема психологической готовности ребенка к школе – одна из самых актуальных проблем для родителей будущих первоклассников. Чтобы ребенок как можно быстрее адаптировался в школьных условиях, необходимо, чтобы у него были сформированы мышление, навыки контроля и регуляции своего поведения, умение концентрировать свое внимание, конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, а главное – учебная мотивация, желание стать учеником.

Развитие коммуникации

В школе первоклассник окажется в окружении множества незнакомых ребят и взрослых. Ребенок может стесняться обратиться с просьбой или даже просто заговорить с учителем, в общении с одноклассниками ему может быть трудно выразить свою симпатию или сопереживание. Все это может привести к одиночеству и замыканию в себе ребенка. Чтобы этого не произошло, необходимо родителям, близким взрослым помочь ребенку сформировать навыки конструктивного общения: объяснять важность внимательного и заботливого отношения к окружающим, что слова и поведение могут повлиять на отношение к нему самому. Родителям нужно как можно больше общаться со своим ребенком, ведь никакие игрушки и компьютер не заменят живого общения; стараться расширить его социальные контакты. Задавайте ребенку вопросы: «Что значит заботиться о близких и почему это нужно?», «Что делать, если друг заболел?» и т.п. Вовлекайте в творческие занятия, игры своего ребенка других детей.

Обратите внимание на то, может ли ваш ребенок самостоятельно обратиться с вопросом, предложением или за помощью ко взрослому, умеет ли распознавать эмоции, обращается ли он по имени к сверстникам, благодарит, здоровается ли и т.д.

Развитие учебной мотивации

У ребенка должно сформироваться стремление стать учеником – готовность пожертвовать игрой в пользу обучения, потребность включиться в школьную деятельность, занять новую позицию – школьника. Однако не стоит специально ограничивать потребность ребенка в игре, так как подобные ограничения могут привести к противоположному результату – первоклассник может прийти в школу «не наигравшись».

Советы:

Поддерживайте любознательность ребенка, отвечайте на его вопросы, хвалите за проявленную инициативу, рассказывайте, что его ожидает в школе, подчеркивайте важность его нового статуса – ученика. Обратите внимание, задает ли ваш ребенок различные вопросы, интересуется ли устройством окружающего мира, хочет ли идти в школу, почему, может ли сделать выбор между игрой и учебными занятиями в пользу последних.

Развитие самоконтроля и регуляции своего поведения

В школе первоклассник столкнется с необходимостью обязательно выполнять различные задания, порой не совсем интересные для него, внимательно слушать учителя целый урок и отдыхать только во время перемены. Для того чтобы успешно и быстро овладеть школьными правилами и нормами, необходимы сформированные навыки самоконтроля, регуляции своего поведения и умение концентрировать свое внимание.

Советы:

Следите за тем, чтобы ребенок, начиная какое-либо занятие (например, лепку, рисование) заранее полностью готовил для него место, доставал все необходимые предметы, приучайте ребенка доделывать любое дело до конца, старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, поощряйте конечный результат, соблюдайте режим дня.

Обратите внимание может ли ваш ребенок сосредоточенно выполнять какое-либо задание, делать задание по образцу, соблюдать правила, спокойно сидеть.

Игры и упражнения:

  1. Графические диктанты

Графические диктанты или рисование по клеточкам (сборники можно купить или скачать в интернете) помогут ребенку стать более внимательным и усидчивым, научиться ориентироваться в пространстве тетрадного листа. Графические диктанты можно выполнять в двух вариантах: предложите ребенку образец рисунка-диктанта и попросите его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку, или продиктуйте последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз).

  1. «Найди и вычеркни»

Возьмите лист с изображением различных фигурок и предложите ребенку зачеркивать или раскрашивать только определенные рисунки (например, листочки или шарики), дорисовывать рисовать только одно окно домикам и т.п.

  1. Различные игры с правилами (настольные и подвижные)

Паззлы, мозаика, конструкторы, «да-нет»/«черное-белое», «съедобное-несъедобное», «запретное движение» и др.

Развитие интеллектуальной сферы.

Для успешной учебы, чтобы быстро решить задачу в уме, ребенку необходимо развивать функции анализа, синтеза и обобщения. Однако не стоит чрезмерно нагружать ребенка различными заданиями и дополнительными занятиями (кружки, секции и т.п.). Помните, что основной деятельностью ребенка в этом возрасте остается игра.

Игры и упражнения:

  1. Для развития способностей анализа, синтеза и классификации. Разложите перед ребенком 3-4 картинки (можно скачать из интернета или взять из детского лото и проч.), из которых 2 или 3 соответственно будут объединены общим признаком. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет. Приготовьте карточки с изображением фруктов, ягод, овощей. Разложите 9 карточек перед ребенком, объединив их в три группы (фрукты, ягоды и овощи, соответственно). Затем перемешайте и попросите ребенка самостоятельно разложить их по подходящим группам. В случае затруднений – объясните принцип. Это упражнение легко превратить в игру, попросив ребенка представить себя садоводом, а карточки – пакетиками с семенами.
  2. Для развития анализа и синтеза. По очереди с ребенком берите картинки из детского лото (скаченные из интернета, вырезанные из открыток) и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет.
  3. Для развития анализа и сравнения. Спрашивайте ребенка, что ему нравится в каком-либо предмете или явлении, а что - нет. Например: «Почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные».
  4. Для развития анализа и обобщения. Попросите ребенка назвать одним обобщающим словом или словосочетанием группы предметов, понятий, явлений.

Примеры групп предметов

  • чашка, ложка, тарелка, вилка;
  • яблоко, груша, лимон, банан;
  • голубь, павлин, утка, цапля;
  • собака, корова, свинья, баран;
  • ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
  • зима, весна, лето, осень.
  1. Для развития логического мышления. Расскажите ребенку какую-либо историю не до конца и попросите его закончить. Рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку, иллюстрацию, затем задайте ему несколько вопросов о ней («Что изображено? Почему герои выполняют такие действия? Как ты догадался об этом?» и т.п.), предложите ему составить небольшой рассказ по этой картинке.

Готовьтесь к школе с удовольствием!