Проблема психологической готовности ребенка к школе – одна из самых актуальных проблем для родителей будущих первоклассников. Чтобы ребенок как можно быстрее адаптировался в школьных условиях, необходимо, чтобы у него были сформированы мышление, навыки контроля и регуляции своего поведения, умение концентрировать свое внимание, конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, а главное – учебная мотивация, желание стать учеником.
Развитие коммуникации
В школе первоклассник окажется в окружении множества незнакомых ребят и взрослых. Ребенок может стесняться обратиться с просьбой или даже просто заговорить с учителем, в общении с одноклассниками ему может быть трудно выразить свою симпатию или сопереживание. Все это может привести к одиночеству и замыканию в себе ребенка. Чтобы этого не произошло, необходимо родителям, близким взрослым помочь ребенку сформировать навыки конструктивного общения: объяснять важность внимательного и заботливого отношения к окружающим, что слова и поведение могут повлиять на отношение к нему самому. Родителям нужно как можно больше общаться со своим ребенком, ведь никакие игрушки и компьютер не заменят живого общения; стараться расширить его социальные контакты. Задавайте ребенку вопросы: «Что значит заботиться о близких и почему это нужно?», «Что делать, если друг заболел?» и т.п. Вовлекайте в творческие занятия, игры своего ребенка других детей.
Обратите внимание на то, может ли ваш ребенок самостоятельно обратиться с вопросом, предложением или за помощью ко взрослому, умеет ли распознавать эмоции, обращается ли он по имени к сверстникам, благодарит, здоровается ли и т.д.
Развитие учебной мотивации
У ребенка должно сформироваться стремление стать учеником – готовность пожертвовать игрой в пользу обучения, потребность включиться в школьную деятельность, занять новую позицию – школьника. Однако не стоит специально ограничивать потребность ребенка в игре, так как подобные ограничения могут привести к противоположному результату – первоклассник может прийти в школу «не наигравшись».
Советы:
Поддерживайте любознательность ребенка, отвечайте на его вопросы, хвалите за проявленную инициативу, рассказывайте, что его ожидает в школе, подчеркивайте важность его нового статуса – ученика. Обратите внимание, задает ли ваш ребенок различные вопросы, интересуется ли устройством окружающего мира, хочет ли идти в школу, почему, может ли сделать выбор между игрой и учебными занятиями в пользу последних.
Развитие самоконтроля и регуляции своего поведения
В школе первоклассник столкнется с необходимостью обязательно выполнять различные задания, порой не совсем интересные для него, внимательно слушать учителя целый урок и отдыхать только во время перемены. Для того чтобы успешно и быстро овладеть школьными правилами и нормами, необходимы сформированные навыки самоконтроля, регуляции своего поведения и умение концентрировать свое внимание.
Советы:
Следите за тем, чтобы ребенок, начиная какое-либо занятие (например, лепку, рисование) заранее полностью готовил для него место, доставал все необходимые предметы, приучайте ребенка доделывать любое дело до конца, старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, поощряйте конечный результат, соблюдайте режим дня.
Обратите внимание может ли ваш ребенок сосредоточенно выполнять какое-либо задание, делать задание по образцу, соблюдать правила, спокойно сидеть.
Игры и упражнения:
Графические диктанты или рисование по клеточкам (сборники можно купить или скачать в интернете) помогут ребенку стать более внимательным и усидчивым, научиться ориентироваться в пространстве тетрадного листа. Графические диктанты можно выполнять в двух вариантах: предложите ребенку образец рисунка-диктанта и попросите его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку, или продиктуйте последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз).
Возьмите лист с изображением различных фигурок и предложите ребенку зачеркивать или раскрашивать только определенные рисунки (например, листочки или шарики), дорисовывать рисовать только одно окно домикам и т.п.
Паззлы, мозаика, конструкторы, «да-нет»/«черное-белое», «съедобное-несъедобное», «запретное движение» и др.
Развитие интеллектуальной сферы.
Для успешной учебы, чтобы быстро решить задачу в уме, ребенку необходимо развивать функции анализа, синтеза и обобщения. Однако не стоит чрезмерно нагружать ребенка различными заданиями и дополнительными занятиями (кружки, секции и т.п.). Помните, что основной деятельностью ребенка в этом возрасте остается игра.
Игры и упражнения:
Примеры групп предметов
Готовьтесь к школе с удовольствием!